Молитвенное собрание адвентистов напомнило лекции в клубе или доме культуры.
Фото Льва Исраеляна
На одной лестничной площадке со мной живет семья – он, она, двое детей и бабушка. Православные верующие, всегда приветливые, занимающиеся благотворительностью. Но некоторое время назад религиозная активность соседей, каждое воскресенье с утра пораньше направлявшихся в ближайший православный храм, переместилась на субботу. Неделю за неделей я отгоняла от себя абсурдные мысли, что вся семья обратилась в иудаизм. Тем временем в нашем подъезде кто-то стал оставлять на почтовых ящиках духовную литературу на русском и английском языках. И в очередную субботу, наблюдая из окна, как всей семьей, нарядные, они куда-то спешат, я подумала: а не адвентисты ли мои соседи? Почему бы и нет? Суббота, Библии на иностранных языках, праздничные костюмы…
По всей Москве, как я выяснила, десяток общин адвентистов седьмого дня (АСД) и только три помещения, в которых регулярно собираются последователи этого вероучения. Один храм в центре столицы адвентисты делят с баптистами. Собственных зданий у адвентистов только два, одно из них находится недалеко от нашего дома. Его-то я и решила посетить. Позвонила, мне ответила девушка. Она даже не поинтересовалась, кто я такая, и сразу пригласила на богослужение.
К двухэтажному кирпичному зданию с табличкой «Духовный центр христиан адвентистов седьмого дня» не спеша подходили нарядно одетые люди. Внутри прихожан встречала девушка с традиционным приветствием: «С днем субботним!» Субботу адвентисты, как и иудеи, считают седьмым днем недели, поэтому от восхода и до захода солнца это время принято проводить в радости. В субботу нельзя работать и готовить пищу. Кстати, адвентисты не едят свинину. Вот такие своеобразные шаббат и кашрут.
В холле стояли два больших стеллажа с аккуратно расставленными изданиями Евангелия, которые я уже приметила в подъезде своего дома. Народу вначале было немного. Я решила подойти к одному из стендов у входной двери, и тут передо мной появились те самые загадочные соседи. Заметив меня, они вдруг оказались уже не так любезны, как раньше, и прошли мимо, даже не поздоровавшись. Тем временем какой-то адвентист поучал в сторонке своего собрата, а может, случайного гостя: «Вам надо обязательно пойти в молитвенный зал и помолиться!» Услышав этот призыв, я тоже решила пройти в зал.
До последней минуты богослужения, а оно длилось более двух часов, меня не покидало ощущение, что я нахожусь если не в концертном зале, то в каком-то клубе. Под потолком укреплены прожекторы, стены украшены зелеными шторами, зал заставлен скамьями. На задник сцены проецировался крест с затейливыми завитками, на самой сцене стояли два обязательных атрибута любого богослужения адвентистов – кафедра проповедника и пианино.
В День знаний некоторые московские школьники сразу после уроков отправились в Духовный центр. |
Большинство прихожан, как это часто бывает, женщины. Несколько семейных пар и пожилых людей, двое детей. Субботнее богослужение, как мне пояснили, состоит из двух частей: так называемая субботняя школа и проповедь пастора. Субботняя школа – изучение того или иного библейского текста. Верующие расходятся по классам, а в молельном зале, где я осталась, они расселись в два кружка. По сложившейся в общине традиции адвентисты представились друг другу, и занятия в субботней школе пошли своим чередом. Я заняла удобную позицию, чтобы наблюдать за обеими группами. Правда, адвентисты из школы, расположившейся ближе ко мне, тут же попытались включить меня в свои ряды словами «Идите к нам! Тут интересно!»
Оба кружка вели женщины, у каждой был свой подход к «уроку»: одна начала занятие с отвлеченных вещей: мол, где бы вы хотели побывать? Вторая сразу приступила к проверке домашнего задания. За 50 минут, что длились занятия, адвентисты успели разобрать библейский текст, немного подискутировать и даже обсудить наболевшее. Наболевшим оказалось восприятие АСД их друзьями и соседями. Несколько женщин рассказали о том, какую стойкость им пришлось проявить в беседах со своими знакомыми, чтобы доказать, что «адвентисты – это не секта» и «адвентисты никого к себе не заманивают». К слову, о Втором пришествии, которое составляет суть вероучения АСД, адвентисты практически не вспоминали. Раз или два мне удалось услышать общие фразы, вроде «Мы, конечно, ждем Второго пришествия». Но когда? В котором году? Адвентисты уже давно не отвечают прямо на этот вопрос. Движение адвентистов возникло в начале XIX века среди групп протестантов. Однажды проповедник одной баптистской Церкви заявил, что вычислил точную дату Второго пришествия. По его расчетам, Иисус Христос должен был прийти на Землю 21 марта 1843 года. После того как ожидаемое всеми христианами событие не произошло, дату перенесли на 22 октября 1844 года, но и тогда надежды ждущих Второго пришествия не сбылись. В движении начались расколы, а точные сроки прихода Иисуса Христа впредь не назывались.
Проповедь пастора предварял небольшой концерт. Квартет из двух девушек и двух молодых людей спел несколько духовных песен на английском языке. Между этими исполнениями на сцену вышла женщина и исполнила песню о том, как она любит Бога. Между делом за кафедрой проповедника появилась девушка с призывом «заняться служением», то есть раздать у определенной станции метро адвентистские газеты.
Затем наступило время сбора пожертвований. Для этих целей прихожанам раздают два конверта. Первый предназначен для обычных пожертвований, внутри даже есть листочек, на котором можно отметить, на какие цели адвентист жертвует ту или иную сумму. На втором конверте крупным шрифтом написаны слова «Святыня Господня». Это не что иное, как десятина – десятая часть дохода каждого члена Церкви, которую он обязан жертвовать общине. Ее, как подчеркнул пастор во время проповеди, следует отдавать честно. Видимо, бывали случаи…
Возможно, многие адвентисты и впрямь жертвуют кровные на миссионерскую деятельность, которую не скрывают, не маскируют и сами активно проповедуют. Однако мои соседи вопреки ожиданиям не только не постучались на следующий день в мою квартиру, но почти перестали здороваться. Более того, разноязыкая духовная литература больше не появляется на почтовых ящиках в нашем доме.