Премьерные показы шоу представляла многочисленная семья Майкла Джексона.
Фото Reuters
Исполнилось три года со дня безвременного ухода в мир иной «короля поп-музыки» Майкла Джексона. Однако его трон остается до сих пор вакантным, несмотря на притязания амбициозного Джастина Тимберлейка, скандальной Леди Гаги и кумира девочек-подростков Джастина Бибера. Песни Майкла по-прежнему звучат суперсовременно, его видеоролики на YouTube бьют рекорды посещаемости, преданные поклонники по всему миру открывают в Интернете все новые сайты, посвященные его жизни и творчеству. А журнал «Форбс» второй год подряд называет Джексона самой богатой знаменитостью, приносящей заоблачные дивиденды и после смерти: его с суммарный доход только за 2011 год составил 170 млн. долл., оставив далеко позади прибыли Элвиса Пресли, Мэрилин Монро и Джона Леннона.
При жизни американцу Майклу Джексону довелось гастролировать по миру с сольными концертными турами лишь трижды, причем ни разу – в самих Соединенных Штатах. Так что самый популярный в глобальном масштабе певец и танцор оказался «королем поп-музыки» на экспорт. Потому символично и значимо, что мировое турне «Майкл Джексон. Живой» (Michael Jackson. The immortal World Tour), поставленное канадским Sirque du Soleil совместно с правообладателями наследственного имущества артиста (издержки и доходы они будут делить между собой в течение последующих 15 лет в соотношении 50 на 50), решено было начать именно с Северной Америки.
Стартовав 2 октября прошлого года в Монреале, где базируется штаб-квартира прославленной цирковой труппы, грандиозное шоу в составе 65 артистов из 16 стран мира и 200 человек обслуживающего персонала к лету исколесило на 35 грузовиках почти полсотни городов Канады и США, собирая многотысячные зрительские аудитории и устанавливая рекорды кассовых сборов. В день памяти Майкла Джексона 25 июня цирк с представлением, возродившим мир легендарного певца, выступил в Далласе, штат Техас. Еще три месяца гастролей по Америке, и труппа переберется в Европу: города Англии, Германии, Австрии, Дании, Финляндии, Швеции, Испании. Не будет забыта и Россия, где у Майкла великое множество почитателей: 9 ноября шоу «Живой» будет показано в Санкт-Петербурге, а с 22 по 27 января – в Москве.
Мне уже довелось посмотреть программу в Нью-Йорке. На три дня один из самых статусных спортивно-концертных залов культурной столицы Америки «Мэдисон сквер гарден» был превращен в сценическую площадку. Уже на подступах к знаменитому комплексу можно было настроиться на предстоящее действо: у уличных зазывал бойко шла торговля аксессуарами, с которыми обычно ассоциируется Майкл Джексон, памятные сувениры ждали зрителей и в холле, хотя многие из них пришли с «домашними заготовками». Особенно трогательны были дети в перчатках и фетровых шляпах а-ля их кумир.
Во время премьерных показов в Монреале и Лас-Вегасе перед началом концертных представлений на красную дорожку к зрителям выходили члены семьи певца: его мать, братья, дети, племянники. В Нью-Йорке в продвижении шоу участвовала Наоми Кемпбелл, в 1992 году снявшаяся вместе с Джексоном в его видеоклипе In The Closet. Теперь, 20 лет спустя, они вместе оказалась включены журналом Time в список 100 самых стильных людей всех времен. Супермодель заявила приветствовавшим ее журналистам: «У меня самые прекрасные воспоминания о Майкле, работать с ним было величайшим счастьем!»
При всей насыщенности постановки в ней не хватало самого главного – самого «короля поп-музыки». Фото с сайта Cirque du Soleil |
Я уже была подготовлена к встрече с Цирком дю Солей посещением его предыдущего представления в середине 1990-х в Цюрихе. Там для артистов из Канады был раскинут специальный брезентовый шатер шапито, под куполом которого акробаты проделывали головокружительные трюки, впечатляющие, но вполне сопоставимые с теми, что москвичи могли круглогодично наблюдать в цирке на Воробьевых горах или на Цветном бульваре.
Совсем иное шоу ждало меня в «Мэдисон сквер гардене». В тот вечер 20-тысячная разнопоколенческая зрительская аудитория до краев заполнила трибуны вместительного зала. Признаюсь, подобного ажиотажа под сводами «Мэдисон» я ни разу до этого не наблюдала. Здесь были и счастливое меньшинство тех, кто уже бывал на концертах Майкла, и подавляющее большинство тех, кто видел его масштабное шоу (пусть и без него самого) впервые. Под вечные хиты Джексона свои фантастические акробатические номера и танцы на фоне исторических ворот Неверленда и Древа Желаний исполняли артисты 40 национальностей (есть среди них и наши соотечественники из бывшего СССР). Позади у них двухгодичный репетиционный труд, оттого слаженность и отточенность движений поражала. Тем не менее нельзя было отделаться от мысли: в этом красочном театрализованном музыкальном представлении по мотивам песен «короля поп-музыки» для полного счастья не хватает одного – присутствия на сцене самого Майкла. Хотя он все же был на огромном мониторе, в видеонарезке из его детских фото, кадров из телепрограмм периода «Джексон 5» и популярных клипов. Создавалось впечатление, что все мы стали зрителями не реализованного в 2009 году по трагическому стечению обстоятельств на лондонской Арене концертного тура «Это всё» (This Is It). Настолько точно и зримо был воссоздан дух его музыки, пения, фирменный хореографический стиль, мировоззренческий, гуманитарно-экологический, гражданский посыл. И это неудивительно, поскольку программу создавали те, кто лично знал Майкла, долгое время работал с ним, – его хореографы, музыканты, художники по костюмам. А с Цирком дю Солей у артиста, любившего все талантливое, изобретательное, красочное, были давние отношения: он неоднократно бывал у них на представлениях и мечтал вместе поработать.
В концерте прозвучали 32 музыкальные композиции Майкла. Причем в них были использованы новые миксы, основанные на сохранившихся оригинальных записях и звуковых дорожках с его вокалом, которые практически никто ранее не слышал. «Just call my name – I'll be there», – голос Джексона звучал явственно, буквально осязаемо, словно певец был здесь и сейчас в зале. Эффект присутствия усиливался тем, что мастер был наложен на живой звук бэк-вокалистов и оркестра, в котором выделялся своим виртуозным исполнением друг Майкла ударник Джонатан Маффет – он должен был играть в This Is It. Майкл Джексон нередко в своих интервью говорил, что хотел бы жить вечно. Можно сказать, это ему удалось. Новое шоу Цирка дю Солей – это то представление, о котором он мечтал и которое он заслуживает.
Нью-Йорк