0
2238
Газета Стиль жизни Интернет-версия

29.06.2012 00:00:00

Когда кругом вода и солнце ходит по кругу

Марина Гайкович
Зав. отделом культуры "Независимой газеты"

Об авторе: Марина Александровна Гайкович - обозреватель "Независимой газеты".

Тэги: норвегия, спектакль. театр


норвегия, спектакль. театр Автор спектакля – против насилия.
Фото с официального сайта фестиваля

Норвегия всегда была моей мечтой – с тех пор как много лет назад кто-то подарил ежедневник с открыточными видами: скалы и фьорды, лодочки и маяки, лазурная гладь моря – все это было словно из сказки. Мечтой и оставалась – поездка почему-то все время не складывалась. До недавнего времени, пока меня не пригласили на театральный фестиваль в город Стамсунд, это Лофотенские острова на севере страны. Практически на краю земли.

Рейс с двумя пересадками: из Москвы в Осло, оттуда – в Бодё, где самолет садится практически в море – аэропорт находится прямо на побережье. А затем на маленьком самолетике с двумя пропеллерами – на острова. От иллюминатора невозможно оторваться: в лучах заходящего солнца играют волны, ландшафт можно сравнить с раскрошенным хлебным мякишем – какие-то островки побольше, а какие-то совсем крошки.

Кстати, в аэропортах, даже в крошечном на Лофотенах – не только инвалидные коляски всех мастей, но и детские; последнее (по опыту путешествия с маленькой племянницей, когда на руках тащишь и ручную кладь, и ребенка) невозможно не оценить.


Вот такие пикантные вещи смотрели школьники. И хоть бы кто-нибудь хихикнул!
Фото с официального сайта фестиваля.

Стамсунд, где уже больше 10 лет проходит Международный театральный фестиваль, можно пешком обойти минут за 20. Здесь даже улиц нет, просто сквозная нумерация домов. Я жила в № 2 – в переделанном под гостиницу рыбацком домике, чьи сваи стоят в воде. Вообще вода и скалы здесь кругом, кажется, что не люди – природа здесь главная, а остальное просто аккуратно вмонтировали. Заправка, например, – просто две колонки, притулившиеся к каменной глыбе. Главный промысел здесь, конечно, рыбный: некоторые из цехов или складов на время проведения фестиваля стали его площадками. Но полноценные театры здесь тоже есть – целых два (в городе на тысячу жителей!).

На фестиваль приезжают небольшие труппы, работающие, как правило, в альтернативных жанрах, камерными составами – а то и в одиночку. Антония Бэр из Германии, изображая гостей на своем дне рождения, 40 минут смеялась на любой манер, ее представление так и называлось: «Смех». Зритель разделился: кто-то недоумевал, кто-то хохотал пуще самой артистки, в любом случае не признать мастерства было нельзя – между гоготом и хохотом актриса умудрялась сохранять самую серьезную мину. Еще один моноспектакль был о тщетности бытия: молодой человек, очевидно музыкант, сосредоточенно готовился к концерту, надевал костюм, репетировал эффектные па с микрофоном, а потом залез в спальный мешок и закрыл молнию – зрители хлопают и выходят из зала. В спектакле (или скорее перформансе) Already Мade Тheater актеров и сцены вообще не было – но работа была: мы сидели на стульчиках перед одним из павильонов, слушали «Весну священную» Стравинского и настраивались на действо. Открылась дверь – сама, мы вошли внутрь и увидели только конструкцию из сваленных в кучу кресел и передвигались из комнаты в комнату вдоль хаотически (на первый взгляд) разбросанных (на самом деле уложенных одна к одной) вещей, из которых и делается театр (чего там только не было! Провода, клей, открытки, старое пианино и прочее и прочее).


Море, горы, лодочки...
Фото автора

В один из дней привезли автобус со школьниками. Смотрели с ними два спектакля. Один – о взаимоотношениях в офисном пространстве, когда в борьбе за место в ход идет все, от банального желания подвинуть стол до висящей в воздухе сексуальной агрессии, естественным образом (но очень элегантно – в танце) удовлетворяемой. В воздухе, конечно, смущение, особенно в тот момент, когда она ему дарит трусики, а потом позволяет заглянуть себе под юбку. Воображаю, как отреагировали бы наши воспитатели, предложи им сводить детишек на подобное. А тут – ничего, похлопали, стали заполнять анкетки. Дальше – больше. Спектакль о насилии над живым, где (пусть и через очки для 3D) мы наблюдаем оленя с выпущенными кишками и совершенно обнаженная тетенька корчится в муках, олицетворяя боль животного. А совершенно голый мальчик сначала танцует рэп, а потом с помощью рук устраивает роскошный театр теней, конфигурацией пальцев изображая то стаю птиц, то плывущего дельфина, то жирафа, а еще и профиль Луи Армстронга, под чью знаменитую песню о прекрасном мире и идет этот фрагмент.

Братья Ампе заставили с замиранием сердца следить за акробатическими упражнениями с деревянными ящиками, когда один «погребал» скрючившегося другого в деревянном саркофаге, взбирался на него и затягивал романтическую балладу (второй голос ему подпевал «из-под земли») – оказалось, что у них еще и слух, и голос. Потрясающий спектакль был с ростовыми куклами (Radio Exit Live, совместная постановка нидерландских и норвежских артистов) – о мертвых, которых преследуют извращенные образы прошлого, и нет из этого сюрреалистического мира никакого выхода.

Спектакли шли нон-стоп, сказать «от рассвета до заката» было бы неправильно: в это время года здесь нет ни рассветов, ни закатов – солнце ходит по кругу. Как хорошо, что фестиваль летом. Впрочем, зимой, когда солнца нет вообще, здесь начинается другой фестиваль, и его автор – природа: спектакли дает северное сияние.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1866
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3871
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2911
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2380

Другие новости