Выставка "100 снов умерших от работы".
Фото Reuters
Несмотря на то что в Италии наступило лето, может быть, самая радостная пора, былого веселья не наблюдается. Настроение в стране сильно изменилось еще с Рождества, которое в этом году даже в фешенебельном Милане было как никогда грустным (сам город, обычно освещенный миллионом огней, на эти праздники был мрачноватым, власти экономят на освещении города, да и владельцы магазинов не могут выбрасывать деньги на дополнительную подсветку витрин и улиц). Risparmiare – «экономить», это слово теперь ежедневно можно услышать из уст итальянцев.
О чем еще можно говорить, если на конкурсе песни в Сан-Ремо лучшей была призвана песня, рассказывающая о финансовых трудностях итальянцев? «Как можно прожить на тысячу евро в месяц», – пела исполнительница, и итальянцы отвечали громкими аплодисментами. Сан-Ремо называют городом цветов. Фестивальный зал, обычно утопающий в гирляндах цветов, на этот раз был не украшен – экономили.
Все это последствия нового правительства премьер-министра Марио Монти, избранного в конце 2011 года. Его предшественник Сильвио Берлускони немного заигрался. 70-летний политик пытается молодиться, делает многочисленные пластические операции и окружает себя молоденькими девицами. Италию сотрясает скандал за скандалом с участием кавалера Бурлескони, так в шутку называют его журналисты. На бывшего премьер-министра заведен ряд судебных дел. Но это не только обычные для политиков и бизнесменов судебные иски в связи с финансовыми махинациями, коррупцией, но и дело о причастности к проституции несовершеннолетних девушек, прозванное в народе Бунга-Бунга.
Очаровательная марокканка Карима эль-Махруг по прозвищу Руби принимала участие в многочисленных вечеринках в доме Берлускони. На тот момент она была несовершеннолетней, что совершенно не заботило политика. За свое молчание о связи с ним Руби требовала у Берлускони 5 млн. евро. Но не она одна развлекала бывшего премьер-министра. Сильвио всегда любил театр, не случайно последней его женой была актриса. На своих частных вечеринках Берлускони любовался на танцующих девиц, одетых то в костюмы монахинь, то в другие разнообразные шаловливые одежды. На суде он признался, что содержит девушек, принимающих участие в его вечеринках.
Многие магазины вынуждены закрываться. Фото Reuters |
Буквально пару дней назад двое итальянских художников установили у дворца Киджи в Риме инсталляцию – стеклянный гроб с фигурой улыбающегося Берлускони. Его правую руку положили на книгу «История Италии», а левую опустили в расстегнутые брюки, на ногах у него – тапочки с Микки-Маусом. Свое произведение художники назвали «Мечта итальянцев» – это выражение Берлускони использовал в разговорах по телефону.
Эти многочисленные судебные процессы немного отвлекают итальянцев от горестных раздумий. Правительство Монти было вынуждено значительно увеличить налоговую нагрузку на жителей Апеннин, и до того уже бывшую не маленькой. Эта мера должна спасти Италию, ведь объем государственного долга составляет 1,9 трлн. евро. Значительно выросли налоги на недвижимость – итальянцам вновь придется платить налог на первый дом, отмененный несколько лет назад Берлускони. По своей сути итальянцы не любят жить в кредит, около 80% их домов в собственности. Увеличение ставки налога может привести к тому, что не всем хватит денег для оплаты налога на недвижимость и дома придется продавать. А налоги на заработную плату в среднем составляют 54,5%, то есть половину заработанных денег приходится отдавать государству! Это немыслимые цифры ведут к росту забастовок. Бастуют все – таксисты, работники железных дорог и метро, водители автобусов. Я, поначалу не знавшая о такой милой привычке итальянцев – бастовать, в очередной раз отправившись в поездку на поезде, не была готова к тому, что его просто могут отменить. «Машинист не придет», – объявили нам.
Всем известно, что итальянцы обожают футбол. Другим национальным спортом является стремление не платить налоги, и это понятно при такой налоговой нагрузке! Но государство не согласно с этой позицией своего народа и принимает жесткие меры. С конца прошлого года проводятся массированные рейды с целью выявить неплательщиков налогов. Работники налоговых инспекций вместе с полицейским приезжали на самые фешенебельные курорты Италии – Кортина-Д’Ампеццо и Курмайор – и контролировали самые дорогие гостиницы, переписывали номера машин. Таким образом выявляя тех, кто декларирует немного, но фактически живет в роскоши. Эти рейды периодически проводятся в ресторанах и самых роскошных магазинах Милана, Рима, Флоренции. Итальянцы чувствуют себя неуютно. Значительно снизились продажи дорогих машин и предметов роскоши. Периодически на границе Италия–Швейцария задерживают машины, перевозящие сотни тысяч евро в швейцарские банки. Самые крупные предприниматели Италии принимают резидентство в Швейцарии и других странах, лишь бы не платить драконовские налоги.
Скандалист Сильвио Берлускони заметно пошатнул экономическую ситуацию в Италии. Фото Reuters |
Другой стороной кризиса стало то, что множество мелких частных фирм закрывается. Как грустно шутил пару лет назад в начале кризиса мой муж-итальянец, экономист и аналитик: «Скоро придут времена, когда надо будет осторожнее ходить по тротуару – могут выбрасываться люди». Я не думала, что это может быть реальностью, но сегодня в программах новостей почти через день передают новые репортажи о самоубийцах. Это люди, потерявшие работу, владельцы разорившихся фирм и просто отчаявшиеся, не надеющиеся на улучшение экономической ситуации.
Недавно, прогуливаясь по Милану на площади Дуомо, я с удивлением набрела на небольшую выставку. Ее название «100 снов умерших от работы», она посвящена самоубийцам, покончившим жизнь из-за потери работы, и тем, кто погиб из-за несчастных случаев на рабочем месте. Жутковатые марширующие комбинезоны, без головы и без рук, вызывают чувство ужаса и паники. Молчаливые призраки вопрошают: «Куда идет Италия?»
А с высоты самого главного собора Милана – Дуомо – на толпу людей взирает позолоченная фигура покровительницы Милана – Мадонны. Мадонина, как ласково называют ее миланцы. Я поднимаю голову наверх – на крышу Дуомо, ищу знакомую фигурку. Она улыбается жителям Милана, а значит, будет все хорошо. Остается верить: пройдет и это.