Лучший вид на парламент – с воды.
– Красивый город… – вздохнул приятель. – Прага по сравнению с ним – просто деревня.
– Будапешт? – удивилась подруга. – Вот если бы Вена или Париж. Или Стокгольм. А Венгрия… Бывший соцлагерь, что там интересного?
Но мы были непреклонны. Если человеку хочется и можется ехать именно в Будапешт, надо ехать. Тем более что про мадьярскую столицу мы знали немного: там есть две части – Буда и Пешт (есть и третья – Обуда, но туристы туда забредают редко), река Дунай и термальные купальни. Так что не сомневались: «интересного» найдется. Поколебавшись («может, лучше в Венецию на карнавал?»), к нам присоединилась еще пара друзей. И не пожалели. Тем более что карнавальные дни в Венеции в этом году выдались на редкость морозными, даже каналы замерзли. Приехав в Венгрию в конце февраля, мы переместились из зимы в весну. В Москве был снег и стойкий минус и звала лыжня, а в Будапеште солнце пригревало до +15. Правда, куртки-пуховики все равно пригодились, а один день даже шел снег, но тут же и растаял.
Будапешт – красавец! Это мы поняли сразу, оказавшись на площади Героев. Там находится мемориал со скульптурами, изображающими знаменитых персонажей мадьярской истории – многочисленных королей и князей, в чьих именах мы сразу запутались.
С этой площади началось, как принято говорить у экскурсоводов, знакомство с городом. Правда, гид из местной турфирмы была как-то неприятно удивлена, что мы заказали именно пешеходную экскурсию по Пешту: «У нас так никто не дельяеть. Наш горьёд очьень большой, нужно смотреть его в автобусье! Обзорняя экскурьсия – четырье часа!»
Но мы-то знаем, что по-настоящему город можно почувствовать только ногами. Сами венгры предпочитают велосипеды. Между проезжей частью и тротуарами там и сям встречаются велосипедные дорожки, на которые пешеходам лучше не соваться: собьют – сам же будешь виноват. Хотя поездить мы тоже успели – и автобусами, и троллейбусами, и трамваями, и на метро. И на кораблике по Дунаю.
Метро, кстати, там непростое. У нас спускаешься в подземку и едешь в любом направлении – «туда» или «сюда». В Будапеште на станциях – два отдельных входа, и с каждого можно уехать только в одну сторону. Если ошибся – поднимайся наверх, ищи другой вход и спускайся опять. Вот только монументальные контролеры на входе не поверят, что ты не знал и заблудился, и заставят компостировать новый билетик. Поэтому лучше сразу купить проездной.
Но это потом, а пока – гуляем по Пешту! Раньше тут жили славянские племена (да кто только не жил – и кельты, и римляне, и гунны), и слово «пешт» – славянского происхождения. Как объяснила экскурсовод, оно означает «пещера». Пещер в окрестностях много, в одной из них находится даже Пещерная церковь. Как объяснила другая экскурсовод два дня спустя, «пешт» означает «печь». А слово «печь» связано с горячими целебными источниками, которых в столице великое множество и на которых венгры построили термальные купальни и бани. Мы выбрали близлежащие – минут десять пешком – купальни Сечени, которые находятся в парке с трудновыговариваемым названием Варошлигет. Хотя Варошлигет – это еще ничего: в парке раскинулся псевдостаринный замок (стилизация под Средневековье, конец XIX века), который называется Вайдахуньяд. Вай-да-хунь-яд. Выговорить с первого раза, а тем более запомнить все равно невозможно.
Купальни Сечени: снаружи – дворец, внутри – бассейн. |
Говорят, в сезон, то есть весной и летом, когда полно туристов, в Сеченях не протолкнуться. Само здание, похожее на дворец, построено в начале прошлого столетия графом Иштваном Сечени. Изнутри похоже на советские бассейны с раздевалками и душевыми кабинками. Во внутреннем дворе – несколько купален и бассейнов под открытым небом (есть и закрытые, но мы так и не поняли, как в них попасть), до которых нужно несколько метров пробежаться по холодку в купальниках. Как моржи. Но температура воды не моржовская, а +34.
Плавать в купальнях нельзя – можно только ходить по дну, подставляя плечи и прочие части тела под разные фонтанчики или попадая в водные круговороты (они не затягивают на дно, а просто несут тебя вдоль стенок бассейна – визга и удовольствия целое море). А для тех, кому вынь да положь помахать руками кролем и брассом, есть и собственно бассейны, но вода там холоднее, и желающих поплавать зимой гораздо меньше.
У красного ежа. Фото Евгения Никитина |
Главной улицей для прогулок по Пешту для нас стал проспект Андраши, который, между прочим, включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. По Андраши мы добирались не только до духовной пищи – разных достопримечательностей, но и телесной, облюбовав несколько кафешек в районе площади Ференца Листа. В первый будапештский день наш курящий друг обошел пять или шесть кафе и ресторанчиков и везде получал отказ, пока не понял, что в венгерском общепите понятия «зал для курящих» нет в принципе: да здравствует ЗОЖ – здоровый образ жизни!
Для сторонников ЗОЖ в Будапеште есть целый остров Маргит посреди Дуная – огромная спортплощадка, где крутят педали, бегают, плавают, играют в мяч. Мы проплывали мимо на кораблике. С борта теплохода, кстати, лучший вид на венгерский парламент, который строили почти 20 лет, пытаясь переплюнуть по размаху лондонский Вестминстерский дворец. Переплюнуть не вышло, но все равно получилось очень красиво.
Да и другая часть Будапешта – холмистая Буда – не менее, а пожалуй, и более прекрасна, чем равнинный Пешт, и достойна отдельной прогулки.
Конечно, топовые сооружения вроде Королевского дворца, Рыбацкого бастиона (когда-то на его месте была рыботорговая площадь) или разноцветнокрышной церкви Матьяша можно разглядеть и из окна автобуса. Но трогательные мелочи вроде забавного ежика, украшающего фасад одного из домов (в XVII веке там располагался постоялый двор «У красного ежа») видны только внимательному пешеходу.
А жизнь во многом и состоит из мелочей, не так ли?