Долгая дорога к храму...
В народной песне «На поле Куликовом», дошедшей до нашего времени с XVII века, есть такие выразительные строки:
Льется кровь богатырская
По седельцам по кованым,
Сверкают сабли булатные
Около голов богатырских,
катятся шеломы золоченые
Добрым коням под копыта,
Валятся головы многих богатырей
С добрых коней о сыру землю.
Среди тех богатырей, чья кровь пролилась на берегах реки Непрядвы, были и легендарные герои – Пересвет и Ослябя, монахи Троицкого монастыря, коих благословил на битву сам Сергий Радонежский. Имена храбрых монахов узнал я в детстве, когда много раз бродил по переулкам с загадочными названиями – Пересветову и Ослябинскому (они выходят на улицу со странным для сегодняшнего дня именем Ленинская Слобода, она же бывшая монастырская Симонова слобода, до XVII века называвшаяся еще и Коровьей).
Согласно «Сказанию о Мамаевом побоище», незадолго до сражения великий князь Дмитрий Иванович приехал к Сергию Радонежскому за благословением, обратившись к нему: «Дай мне, отче, двух воинов из своей братии – Пересвета Александра и брата его Андрея Ослябу». Сергий исполнил просьбу, сказав князю: «Вот тебе мои воины, а твои избранники». Самих же монахов старец напутствовал: «Твердо сражайтесь, как славные воины за веру Христову и за все православное христианство». Пересвет и Ослябя пали смертью храбрых на Куликовом поле. По благословению преподобного Сергия похоронили их под сенью храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове.
Храм этот – один из старейших в Москве, был основан еще в 1370 году при участии Сергия Радонежского, наставлявшего своего племянника Федора и последовавших с ним братьев: «Обретете место зело красно на строение монастыря близ реки Москвы именем Симоново». Место и вправду было видным: на высоком лесистом берегу Москвы-реки. Позднее недалеко от храма Федор основал и Симоновский монастырь. Происхождение названия местности связано с именем богатого боярина Ховрина, владельца здешних земель, принявшего постриг под именем Симона.
Много бед и лишений перенес этот храм, поначалу выстроенный из дерева, а в 1509 году возведенный в камне (авторство проекта приписывают Алевизу Фрязину Новому). Пережил он и набеги крымских ханов, и бесчинства польско-литовских интервентов, и варварство французских оккупантов. А что натворили свои в ХХ веке – трудно представить. На месте церковного погоста (здесь успокаивались не только герои Куликовской битвы – на протяжении нескольких веков хоронили иноков Симоновой обители) устроили цех машиностроительного завода «Динамо». Куда делись надгробия с кладбища? Безбожники быстро нашли им применение, замостив близлежащие улицы камнями с выбитыми на них именами и фамилиями людей. Осквернили и храм Божий, прорубив в нем окна и двери. А вместо литургии под его сводами стало раздаваться громыхание моторов, работающих в три смены. Храм стонал от непосильного испытания, дрожал, съеживался, но выстоял. Его ведь не сегодня строили!
Долгое время переулки с именами Пересвета и Осляби были единственным напоминанием в Старом Симонове (а быть может, и во всей Москве) о событиях Куликовской битвы, ибо храм, оказавшийся на территории завода, был недоступен даже для обозрения: из окон трамвая, что когда-то ходил по Восточной улице, по тем самым надгробиям, церковь было и не увидать. Трамвай навсегда остался в моем далеком детстве – он перестал ходить еще в 1980-х. А храм Рождества стали потихоньку оживлять.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. Фото автора |
Как израненный русский воин-богатырь, что пал смертью храбрых на поле битвы и чудесно ожил, припав к живой воде, храм воскрес чаяниями прихожан. Вспомнили о нем в связи с шестисотлетним юбилеем Куликовской битвы, отмечавшимся в 1980-м. Поначалу в стенах храма устроили музей героев Куликовской битвы, а первый молебен после долгого перерыва отслужили в 1989-м.
Когда-то святитель Московский Алексий благословил строительство деревянной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, а более чем через 600 лет после этого, в 1993-м, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй освятил возрожденный храм. Восстановили и новую дубовую сень над могилами Пересвета и Осляби. В 2006-м воссоздали колокольню, разрушенную в 1930-е: на всю округу раздается звон двухтонного колокола с символичным названием «Пересвет».
«Зачем нужна дорога, если она не ведет к храму?» – вопрошала героиня фильма «Покаяние». Сегодня к храму Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове ведет даже не дорога, а белый коридор. С пути свернуть невозможно: и слева, и справа – сплошной белый забор. Храм – как остров спасения, территория которого также окружена забором. И если храм с более чем пятисотлетней историей отливает белизной, как и новая колокольня, и кельи, и трапезная, то все, что за забором, отдает тленом и разрухой – это огромные разваливающиеся корпуса давно остановившегося завода «Динамо» с зияющими пустотой окнами-глазницами. Какой мощный получается образ! Храм, который за свою долгую жизнь мог десятки раз погибнуть, выжил. А завод и двух веков не простоял! Быть может, потому, что поставлен был на костях.