Настоятель храма благословляет ищущую молодежь.
Фото автора
Известие о том, что протоиерей Всеволод Чаплин открывает при храме Святителя Николая на Трех Горах, настоятелем которого он служит, центр современного искусства, не ускользнуло от внимания журналистов. Еще бы: у всех на слуху скандальная история с заключенными под стражу панк-хулиганками – и на тебе! Естественно, эта инициатива была воспринята как ответ православных на антицерковную провокацию. Правда, сам отец протоиерей уверял, что эта идея у него возникла еще полгода назад. Поверили не все. Уж очень кстати появилась возможность показать, что Церковь лояльна к современному искусству. Все помнят, как после суда над выставкой «Запретное искусство-2010» в притворе храма Святой Татианы при МГУ организовали мини-экспозицию художников-нонконформистов. Теперь же православный храм должен стать прибежищем для театрально-концертно-художественного клуба «Арт`Эрия», изгнанного в конце 2011 года из Каминного зала Центрального дома работников искусств.
Кроме того, в программе открытия клуба при храме было анонсировано выступление знаменитого Псоя Короленко. «Представляете, Псой Короленко будет петь в храме у Чаплина», – округлив глаза говорили мои коллеги. Предполагалось, что клуб посетит также галерист Марат Гельман. Они сошлись: вода и камень!
Я аккредитовалась на мероприятие, которое должно было проходить в подвале храма, до которого надо идти «живописными старомосковскими переулками», как гласила афиша. Справа от величественного фасада церкви виднелся вход в подвал, накрытый козырьком. Рядом опознавательный знак – железная стела, на которой синей краской написано название клуба. Я пришла раньше времени, из-за массивной железной двери с православным крестом доносились звуки скрипки. Решив осмотреться и согреться, зашла в сам храм. Служительница остановила меня вопросом: «Вы на концерт?» Хоть и с опаской, но все же пропустила в церковь. На двери храма красовалась ярко-желтая афиша благотворительного концерта в поддержку какой-то попавшей в прошлом году в аварию молдавской певицы. Об открытии клуба не сказано ни слова.
Любителям современного искусства вниз по ступенькам. |
Подвал храма оказался просторным, повсюду следы еще не законченного ремонта. «Вот такой у нас гардероб», – извиняющимся тоном сказала служительница клуба, показывая на доску с вбитыми гвоздями вместо крючков. Несмотря на аскезу в интерьере, в укромных уголках встречались своеобразные композиции, которые снимали слоняющиеся в ожидании фотографы. Например, клубок ниток со спицами или стул с цепью и надписью «Осторожно, окрашено». То ли старушка забыла свое вязанье и только что поработал маляр, то ли это такой креатив.
Среди собравшихся кроме журналистов были завсегдатаи клуба. По внешнему виду можно было распознать прихожан храма, заглянувших после богослужения в подклет. Некоторых интересовал вопрос: какую музыку будут исполнять? До последнего момента единственным инструментом в помещении была скрипка, лежащая на табуретке. От участников концерта последовал ответ: «Мы играем хорошую, теплую, добрую музыку».
Мероприятие началось на полчаса позже запланированного, именно в это время в подвал спустился сам протоиерей Всеволод Чаплин. Сначала настоятель присел на стул в последнем ряду. На импровизированную сцену вышла руководительница клуба. После слов благодарности в адрес Чаплина и краткого рассказа, как тот приютил бездомный клуб в своем храме, слово взял сам священнослужитель. «Я считаю, что помещения в храме не должны пустовать», – сказал Чаплин, сославшись на великопостное время и дела милосердия.
Оказалось, что как такового открытия клуба действительно не будет. То, что происходило, было лишь первым концертом «Арт`Эрии» в новом и, как отметили, временном помещении. Всеволод Чаплин скоро удалился (ему кто-то позвонил), а на сцену вышел первый коллектив. Через десять минут подвал храма наполнился звуками кельтской арфы.
Возможно, у «Арт`Эрии» появятся новые завсегдатаи. |
Исполнители сменяли друг друга, время шло, становилось очень холодно – в подвале не было даже обогревателя. Признаться, очень скоро я бежала – от скуки и от холода, не дождавшись ни Псоя Короленко, ни галериста Марата Гельмана. Говорят, они все-таки почтили своим присутствием подклет чаплинского храма. Как позже сообщили более терпеливые журналисты, Псой исполнял песни без матерной лексики, которая встречается в его текстах. А Марат Гельман написал в своем Живом Журнале, что после концерта три часа беседовал с Чаплиным.
Сам настоятель ранее заявлял, что в его центре современного искусства особое внимание будут уделять тому, чтобы творческие искания «не входили в противоречие ни с вероучением Церкви, ни с номами христианской нравственности». «Арт`Эрия», кажется, вписалась в требования Чаплина. Как говорят члены клуба, у них не курят, не пьют, не ругаются матом. А если обратиться к их программе, то можно там обнаружить не только благотворительные мероприятия, но и цикл бесед о молитве священнослужителя-филолога.
Нравственный образ жизни – это уже огромный плюс для творческих людей. Но если бы ко всем этим достоинствам еще и талант...