0
2972
Газета Стиль жизни Интернет-версия

28.02.2012 00:00:00

Орден для футуролога

Юрий Соломонов

Об авторе: Юрий Борисович Соломонов - ответственный редактор приложения "НГ-сценарии".

Тэги: общество, герои


общество, герои Награда не сделала Тоффлера гордецом.
Фото Верна Эванса

– Все религии должны быть равны, – строго говорит мне Саркисов, предлагая взять из вазочки конфетку, – впрочем, как и национальности. У меня родители из Нагорного Карабаха. Ну, вы знаете, что это такое... Я в Баку родился. Это был город интернациональной гармонии. Я во все верил – пионером был, комсомольцем. Школу окончил, родители заставили в Институт нефти и химии поступить – тогда у нас, в Баку, без высшего плохо котировались. Через два года я узнал о событиях на Даманском, бросил учиться и попросил в военкомате отправить меня на войну с китайцами... Глупый был. Война – страшное дело. Хорошо, что во Львов попал служить. А то ведь убийцей мог стать запросто. Сейчас я вам покажу наш меморандум свободы и справедливости.

Его зовут Игорь Вагинакович. Он позвал меня в свой офис, спрятанный в каком-то переулке вблизи Комсомольского проспекта, чтобы посоветоваться, как сделать журнал для Клуба друзей Москвы – такую вот организацию придумал этот сосредоточенный на чем-то своем человек. Я пью с ним чай, вокруг меня размещены шикарные проспекты, повествующие о клубе. С глянцевых страниц на меня смотрят члены правления клуба, и я по их лицам, знакомым миллионам москвичей и россиян, понимаю – дело затевается нешуточное.

– У всех народов земли к высшим проявлениям человеческих качеств и духа относятся достоинство и самоотверженность, доброта и терпимость┘ Эти качества несут в себе созидательную энергию огромной силы.

Я чувствую, как ему нравится то, что он читает. Но он не уверен, что от этих слов у журналюги вдруг засияют глаза. И потому делает паузу и выдает свое ноу-хау:

– В общем, мы с коллегой решили создать музей этических героев человечества! Как вам?

– А по какому принципу будете отбирать?

– По этическому. Виталий правильно говорит, что просто героев не бывает. Наполеон для французов герой, а для нас агрессор. А мы возьмем абсолютно безупречных с точки зрения всемирной морали людей – Альберт Швейцер, Фритьоф Нансен, Махатма Ганди, Лев Толстой┘ А начнем с Дюнана, основателя Красного Креста. Сейчас Виталий придет, он про него все знает.

Приходит Виталий, усталый «физик, филолог, философ», и рассказывает мне о том, как он еще в 1991 году на конференции в Швейцарии делал доклад о двух великих швейцарцах – Анри Дюнане и Германе Гессе.

Мне почему-то сразу захотелось оказаться в Лондоне и рассказать там кому-нибудь о Шекспире. Виталий как будто прочел мои мысли и добавил:

– В России о Дюнане знают очень мало. Да и в Европе тоже┘ Я сам был поражен, когда побывал на месте сражения при Сольферино.

– А почему вы от концепции музея перешли к идее передвижной выставки?

– Летом такая мобильная выставка могла бы охватить большое количество стран и посетителей, – сказал усталый Виталий и ушел.

– Думаете, ничего не получится? – спросил Игорь Вагинакович. – Но я же не прожектер, и клубу уже есть чем гордиться. Просто нельзя так жить – без красивых идей, добрых дел, понимаете? Я вот институт все-таки окончил, но решил: быть плохим инженером – это и людям вредно, и тебе противно. Поэтому, начитавшись книг про чекистов и сыщиков, сумел попасть на работу в милицию. Увы, по большому блату.

Сразу стало интересно.

– За семь лет дошел до майора. А потом перестройка со всеми вытекающими трагедиями. После сумгаитских событий вышел из партии, уволился из милиции. А когда в 1988-м еще и межнациональные дела закипели, уехал в Москву. Занялся бизнесом. Все шло неплохо. Как говорится, сытно, но скучно. А этот клуб – дорога к людям, общение с великими и достойными. Вот посмотрите сюда.

Он раскрыл передо мной очередной проспект. В разделе «Награды» я увидел изображения орденов «На благо человечества» и «За уважение к народу». Дальше пошли медали и знаки.

– Вы это все сами?

– Ну, зачем. Есть специалисты. Они предложили эскизы, клуб утвердил. Помаленьку вручаем. Отбор очень строгий. «На благо человечества» получают только выдающиеся люди мира.

– Ну, например?



Возможно, таков будущий идеальный мир по Саркисову.
Фото Reuters

– Например, президент Йемена Али Абдалла Салех получил «За уважение к народу». Можно по-разному к нему относиться. Но есть человек, который уж точно заслужил орден «На благо человечества», и я ему его вручил.

Такая преамбула произвела на меня должное впечатление. Я уже представил себе кремлевский коридор, по которому с папочкой вышагивает Игорь Вагинакович.

Глаза Саркисова лучились, когда он с расстановочкой сказал:

– Это великий футуролог современности Элвин Тоффлер с супругой!

А потом уже притворно обыденным голосом:

– Кстати, а вы читали его работы? «Футурошок», «Третья волна», «Революционное богатство»┘

Ответ его не интересовал. Он показал мне фотографии, на которых он вручает Тоффлеру и его жене Хайди ордена. В отличие от президента Йемена чету Тоффлеров Саркисов наградил в Москве, когда была презентация книги «Революционное богатство».

Насладившись эффектом, Игорь Вагинакович опять погрустнел:

– Вы не представляете, как это людям приятно. Особенно когда мир погряз в деньгах и материальных ценностях, когда в головах миллионов только дома, машины, самолеты, яхты┘ Между прочим, уже немного осталось до 200-летия войны 1812 года. Какое время было, мой друг! Нет, мы обязательно устроим бал по поводу этого события. Вы заметили, там, среди наград, предусмотрен фрачный знак. Есть вещи, которые ничем не измерить. Но они огромны┘

Уже вечером, не зная, как же мне помочь Саркисову с концепцией журнала, я продолжал думать о странном, но, как мне показалось, вовсе не плохом человеке. Все, что он рассказал, и то, что я увидел и услышал, представляло историю то ли жертвы, то ли героя. Я вспомнил, как он поминал недобрыми словами перестройку, называя ее перестрелкой, наверное, имея к тому основания. Как жаловался на скуку жизни, свалившуюся на него в молодости. Еще он подарил мне сборник своих стихов. Они написаны грустным и душевно неприкаянным человеком. Есть в книге, выпущенной, как сказано, на средства автора, и много того, что можно назвать гневной публицистикой, вызванной скорее всего распадом того мира, который казался Саркисову более совершенным и понятным.

А новые времена, что ему они, когда все этические герои человечества где-то там, позади? Но зато здесь президент Йемена и великий предсказатель будущего с супругой. Есть дела, планы, балы в честь великих побед опять же великого прошлого.

А тут еще орденоносец Тоффлер своим «Футурошоком» добавил тоски: «Человечество может погибнуть не от того, что окажутся исчерпанными кладовые земли, выйдет из-под контроля атомная энергия или погибнет истерзанная природа. Люди вымрут из-за того, что не выдержат психологических нагрузок».

Спустя четыре года после этой истории мне захотелось узнать, справился ли с этими нагрузками Игорь Вагинакович. Я позвонил одному общему знакомому.

– Насколько я знаю, он уехал в Грецию, там у него, кажется, бизнес, – был ответ.

Да, что-то такое было и в уставе клуба. Но что-то мне не верится. Обращаюсь к позднему Тоффлеру, к тому самому «Революционному богатству».

«В передовых экономиках степень неосязаемости в базе собственности общества стремительно увеличивается... Это только первый шаг в экстремальной перековке капитализма, которая теперь только начинается. В перековке, которую он может не выдержать».

Нет, точно поехал наш романтик награждать лучших греческих борцов с проклятым западным глобализмом... А там и до юбилея войны с французами рукой подать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1115
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
703
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
488
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
701

Другие новости