Не все жены футболистов одеваются безвкусно.
Фото Reuters
В Средние века чума убила почти половину британцев. При острой нехватке рабочих рук заработки простого люда невероятно выросли. Вскоре низшие классы стали одеваться как высшие. Правящей элите это не понравилось, и она придумала закон, четко оговаривающий, какое сословие во что должно наряжаться. Сегодня большая часть населения Великобритании, хотя и готова потратиться на качественные, но «негромкие» товары, избегает напыщенности в одежде. Статусные покупки делаются с осторожностью. Уважающий себя британец никогда не согласится стать ходячей витриной известного бренда. Ведь дорогие лейблы не подразумевают умение со вкусом одеваться или просто прилично выглядеть.
Наоборот, выставленные напоказ, они считаются дурным тоном, а замеченные в этом грехе знаменитости (например, жены футболистов, неотесанные девчонки, на которых свалилось сказочное богатство) становятся посмещищем. Непревзойденной считается фотография Даниэлы Вестбрук, где актриса в дорогой клетчатой юбке от Burberry и с такой же клетчатой сумкой держит на руках свою наряженную в Burberry годовалую дочку. Рядом припаркована детская коляска – в ту же бежево-черно-белую клетку с красной полосочкой. Этот снимок приводят в пример, когда говорят о жертвах моды.
Самых малокультурных представителей низшего сословия в Британии называют «чавами» (появившееся несколько лет назад слово сразу стало популярным). «Чавы» ведут антисоциальный образ жизни, ходить на работу считают ниже своего достоинства. Зато они разрисовывают здания граффити, пьют, употребляют наркотики, и в любое время дня или ночи из их обвешанных блестящими прибамбасами «быстрых» автомобилей несется оглушительный хип-хоп. Так вот, эти люди тоже нежно любят британский бренд Burberry, в виде бейсболки добавляя его к своей униформе из адидасовских штанов и куртки Nike. Burberry постаралась избавиться от компрометирующих поклонников, прекратив производство этих бейсболок и запустив в продажу коллекции, где знаменитая клетка присутствует только на подкладочной ткани или вовсе не просматривается. Но, увы, некоторые союзы словно составлены на небесах – «чавы» прочно ассоциируются у британцев с Burberry.
Еще есть Louis Vuitton. Говорят, в Японии 90% женщин обладают хотя бы одной сумкой с этим лейблом. Про небританцев разговор отдельный. Однажды я протискивалась мимо пышнотелых арабских миллионерш на презентацию в зал показа коллекций Харродса. Кроме них были приглашены русские женщины, которые еще 15–20 лет назад сидели в своих российских или украинских городках, не подозревая, какой земной рай припасло для них будущее. «Возьму потом», – ткнула одна из них в розово-зеленый балахон, словно речь шла о грошовой покупке. Все вещи заокеанского дизайнера были сомнительного качества, зато с четырехзначными ценниками.
Лондон давно привлекает зарубежных богачей. Они и детей сюда посылают учиться, и сами не прочь здесь поселиться. Местные агенты по продажам недвижимости говорят, что если цена сделки превышает 30 млн., то покупатель наверняка иностранец. У кого денег поменьше, все равно стремятся в Лондон за своими кусочками роскоши – дизайнерскими сумками, обувью, украшениями. Это прилетающие на распродажи туристы. На днях московские родственники моей подруги увезли домой множество пакетов с красивыми логотипами. Он и она знают все марки, потому что работают в бизнесе, где положено «одеваться», иначе не будет клиентуры. Оба принадлежат к поколению, которое не помнит времен советского дефицита. Образованные, тяжело работающие профессионалы, в Москве они живут на съемной квартире. Им бы на собственную откладывать, но они влезают в долги, чтобы потратиться на ярлыки: ведь дома такие вещи стоят в три раза дороже. Я и сама каждый раз ломаю голову, собирая чемодан для Москвы – требуются особенные тряпки, иначе моя жизнь за границей будет считаться несостоявшейся.
Жертва моды актриса Даниэла Вестбрук. Фото с сайта www.worth.star.com |
Лондонский магазин Selfridges с первоклассными ресторанами, выставкой произведений искусства и крупнейшим в мире отделом обуви обещает посетителям «шопинг, какого вы прежде не знали». Этот торговый дом подсчитал, что в 2011 году русские потратили на его товары класса «люкс» на 20% больше денег, чем в предыдущем. Здесь, как и в Харродсе, надеются на россиян, которые по статистике за один только приход оставляют на кассе по тысяче фунтов (англичане тратят лишь около 70 фунтов, они предпочитают свои денежки копить, вкладывать. Да и времена сейчас не лучшие). По тем же данным, у русских популярны Christian Louboutin, Jimmy Choo, Pucci и Van Cleef, Zegna и Canali.
В последние годы к нашим охотникам за лейблами присоединились китайцы. Идут, идут вперед народы. Прямо как в песне, где «русский с китайцем братья вовек». Вот «плечи расправил простой человек»... чтобы накинуть на них шарфик Burberry. В Хитроу китайцы рядом с русскими платят за перевес багажа и возвращают свои такс-фри. Судя по цифрам налогов, возмещенных неевропейским покупателям, жители Поднебесной уже опередили нас в консьюмеризме.
Говорят, в Японии 90% женщин обладают хотя бы одной сумкой Louis Vuitton. Фото Reuters |
К слетевшимся на распродажи иностранцам местные андерклассовые определения неприменимы. Ну не может целая нация состоять из «чавов». Что же это тогда – региональная специфика? память бедного детства? отголоски тоталитаризма? желание жить только сегодняшним днем? Британские экономисты уверяют соотечественников, что не пугаться, а радоваться надо по поводу новых покупательских потребностей граждан России и Китая. Так как своих традиций качественного производства в этих странах нет, а до более дешевого Нью-Йорка далековато, их богатеющее население все активнее будет летать сюда за шикарными товарами. Деньги уже текут в Британию набирающим силу потоком.