"Еврейские талибки" шокируют своим видом жителей израильских городов.
Фото с сайта www.rotter.net
Последние несколько лет на улицах еврейских кварталов Иерусалима и города Бейт-Шемеш местные жители встречают женщин и маленьких девочек, от макушки до пят закутанных в шали и платки, под которыми нельзя разглядеть лиц. Так наглухо не закутываются даже правоверные мусульманки, а ортодоксальные еврейки не скрывают под грудой одежды своих маленьких дочерей. Этих женщин называют «еврейскими талибками» не только за манеру одеваться, но и за использование элементов мусульманской одежды – чадры и никаба. Некоторые надевают подобие афганской паранджи – платья, закрывающего тело с головы до ног и имеющего лишь густую сетку на уровне глаз.
Скромный внешний вид – одно из требований многих религий, в том числе иудаизма. Подмечено, что год от года требования к женской одежде в ультраортодоксальных иудейских общинах становятся все строже. Но до таких сверхскромных облачений, какие носят «талибки», не дошла ни одна иудейская группа. Последовательницы «еврейского Талибана», или «секты шалей» – так назвали это движение, – надевают на себя несколько слоев платьев, юбок, шалей, платков, чтобы скрыть очертания фигуры и лицо. И все это якобы во имя возвращения к древней иудейской традиции, как поясняют сами женщины. По их мнению, так скромно одевались в библейские времена. Несмотря на то что историки не нашли подтверждения этому в постановлениях иудейских вероучителей, сектантки продолжают ходить по улицам Израиля, напоминая издали бесформенные черные кули. Правда, некоторые полагают, что это всего-навсего йеменские еврейки, для которых ношение никаба и паранджи стало традицией. Однако даже раввины из ортодоксальных районов наравне с нерелигиозными евреями не скрывают своего критического отношения к ультраскромницам.
О «еврейских талибках» заговорили около двух лет назад, когда иерусалимский суд признал 54-летнюю жительницу Бейт-Шемеша виновной в издевательствах над двенадцатью собственными детьми и заключил ее в тюрьму на четыре года. Оказалось, что Мама Талибан, как прозвали журналисты обвиняемую, является лидером движения, выступающего за возрождение скромности среди иудеек. В зале суда она появлялась, обернувшись несколькими шалями, а на руки надевала носки (выходцы из России, видимо, еще не завезли в Израиль русские варежки). Показная скромность подсудимой доходила до того, что эта немолодая дама боялась соблазнить посторонних мужчин своим голосом, поэтому со следователями и журналистами общалась только в письменной форме. Впрочем, методика воспитания детей у Мамы Талибан была далеко не скромной. Как выяснило следствие, женщина била своих чад палками, ремнем, использовала электрошок, колола детей булавками, тушила об их тела спички, а возвращавшихся домой с опозданием заставляла спать в сарае, причем допускала случаи инцеста. Эти факты шокировали весь Израиль, воспитанный на положительном образе заботливой и чадолюбивой «аидише мамэ» – еврейской мамы.
Муж подсудимой молчал, а сами дети по сей день считают свою мать праведницей. Например, 30-летняя дочь предводительницы сектанток заявляла во время следствия: «Моя мать праведная женщина, и во всех обвинениях против нее рассказывается о вещах, которых никогда не было». Сама Мама Талибан опровергала обвинения в свой адрес и говорила: «Я никогда не издевалась над своими детьми. Если я кого-то и ударила, так чисто символически и совсем не больно, ну, может, раз в несколько месяцев слегка ударяла, да и то в воспитательных целях». В тюремном заключении осужденная увидела волю высших сил, ведь с ее помощью сокамерницы смогут начать соблюдать субботу и укрепиться в соблюдении заповедей.
Несмотря на то что сектантки лишились, пусть и временно, своего лидера, движение процветает. Сейчас среди последовательниц «еврейского Талибана», радикально соблюдающих правила скромности, около 100 женщин. Тех, кто еще не решился скрыть лицо под никабом или паранджой, – около 500. Все женщины – неофитки, недавно вернувшиеся в лоно иудаизма. Кроме того, увеличивается число совсем юных девушек и девочек 6–10 лет, которые, как и их матери, облачаются в бесформенные балахоны лишь бы выглядеть скромно, хотя в иудейской традиции требования к одежде незамужних девушек относительно либеральны. «Посмотрите, вокруг полно педофилов, которые рассматривают детей как объект сексуального вожделения», – объясняют сектантки.
Даже суд не открыл сектанткам настоящее лицо их предводительницы. Фото с сайта www.the7eye.org.il |
Раньше сектантки собирались на квартире своей предводительницы. Журналистке израильской газеты «Маарив» однажды удалось побывать на таком собрании. Она описала эту женщину как «груду одежды, взгромоздившейся в центре салона», и подсчитала, что на ней было надето 10 юбок, 7 длинных накидок, 5 шарфов и 3 платка.
Этим летом в Иерусалиме некоторые ультраортодоксальные группы решили взять на заметку идею Мамы Талибан. Согласно новому постановлению раввинов, еврейские женщины должны носить поверх одежды длинную шаль, покрывающую голову и спускающуюся до подола. По мнению духовных лидеров из квартала Меа-Шеарим, это поможет женщине «сделать ее святую и чистую сторону сильнее скверного начала». Однако светские организации в меньшей степени интересуются внешним видом ультраортодоксальных дам, куда больше их беспокоит влияние подобных движений на подрастающее поколение. Так, глава Национального совета по делам детей Ицхак Кадман отметил: «Мы не хотим вмешиваться в то, как они одеваются или учатся. В то же время мы должны проследить за тем, чтобы они не причинили вреда своим детям. Вспомните Маму Талибан, как она обращалась с детьми. Столь радикальный образ жизни может пагубно сказаться на ребенке».
Подобные явления присущи, конечно, не только отдельным гражданам Израиля с его «иерусалимским синдромом» религиозного помешательства. Пока весь мир осуждает радикализм и исламский фанатизм, возникают группы, тяготеющие к тем, кого отвергает цивилизованное большинство. Это тяготение к обскурантизму они объясняют реакцией на свободу нравов, господствующую в обществе потребления. В их выступлениях современный мир предстает царством греха, разврата, где правят бал извращенцы и педофилы.
Подобные слова мы все чаще слышим из уст популярных в Русской Православной Церкви миссионеров. Свой идеал ревности в вере и строгости нравов они видят в мусульманах, а часто даже в самых радикальных и традиционалистских течениях в исламе. «Хорошо бы нашим женщинам покрывать голову платками да юбки подлиннее носить» – так все чаще говорят православные пастыри в своих радио- и телепоучениях. Некоторые наиболее радикальные православные верующие уже начали претворять в жизнь старинные домостроевские заветы. Когда смотришь на фотографии одетых во все черное малышек – воспитанниц бывшего приюта Свято-Боголюбского женского монастыря во Владимирской области, – приходит на ум сравнение с юными последовательницами причудливой израильской секты, сызмальства одержимых страхом перед взглядами окружающих их людей. Все больше на нашей планете тех, кто заточает себя в футляр подобно герою чеховского рассказа, – только в XXI веке это футляр религиозного фанатизма.