Рейн – главное сокровище города.
Фото Reuters
Мы с моим приятелем сидим на террасе кафешки, прямо на привокзальной площади Базеля. Люди с портфелями выходят из трамваев и бегут на вокзал – конец рабочего дня, все спешат домой. Сотрудники базельских офисов необязательно живут в этом городе, мой приятель в свое время ездил сюда из Люцерна – час десять в одну сторону и столько же обратно. Но дорога эта – одно удовольствие, поезда удобные, а специальный проездной (который обходится в сумму меньшую, чем москвичи платят за единый), обеспечивает проезд по всей стране, на любом виде транспорта, даже на кораблике или фуникулере (впрочем, в последнем случае могут дать скидку только на 50%). «Живут ли в Базеле швейцарцы?» – говорит он. Судя по лицам, мимо бегут люди разных национальностей. На встрече в компании «Новартис» – крупном фармацевтическом концерне, обеспечивающем полмира лекарствами, – наш собеседник (кстати, японец) сказал, что здесь работают представители чуть ли не 90 стран. А научный сотрудник медицинского факультета университета Базеля, самого старого в Швейцарии и одного из самых престижных в Европе, которая нам наглядно демонстрировала, как изъяны умственного процесса отражаются на походке (слава богу, в нашей группе все оказались здоровы), – американка.
Но разве можно быть иначе в городе, жители которого могут начать обед в центре Базеля, продолжить его во Франции, а закончить в Германии? Воскресные бранчи на кораблике, плывущем по великому Рейну, весьма популярны не только у туристов, но и у местных жителей. Кораблик приостанавливается у стелы, обозначающей место, где сходятся границы трех стран.
А вечером можно прогуляться по набережной. Вот роскошный отель «Три короля» – самый старый и самый дорогой в городе. Все знаменитости останавливаются, естественно, здесь. Музыканты из «Роллинг Стоунс» запомнились персоналу отеля тем, что сигали в бурлящий Рейн прямо с балконов своего номера. А жители города всегда могли определить, когда в Базеле гостил Пикассо – он предпочитал спать только на балконе.
Мы с приятелем пьем вино в той же кафешке, где сидели в день нашего знакомства. Оно состоялось в обстоятельствах весьма примечательных – в особенности для Швейцарии. Я в то время занималась диссертацией в архиве фонда Пауля Захера. Пауль Захер, успешный бизнесмен и искренний меценат, оказал просто колоссальную поддержку современной музыке. Основал симфонический оркестр, заказывал сочинения композиторам, а вдобавок создал фонд и архив, для которого заключал контракты с композиторами, дабы все их рукописи (включая переписку и дневники) хранились в Базеле. Фонд ежегодно предоставляет ученым стипендии на три месяца. Среди «клиентов», например, Игорь Стравинский и София Губайдулина. Подержать их партитуры в руках для музыковеда – словно прикоснуться к святыне. Работать там было чудесно: вечером оставляешь заявку, утром – манускрипты (в редком случае микрофильмы) на тележке рядом с твоим столом.
Так вот, я намеревалась поехать на концерт знаменитого Люцернского фестиваля, где собирается музыкальная элита (на сцене) и гражданская (в зале). Но поезд никак не хотел трогаться – это при швейцарской-то пунктуальности, когда любое заседание, вне зависимости от того, на месте ли все участники, начинается ровно, когда часовая стрелка достигла нужной отметки. Пока длилось ожидание, соседи по креслам уже перезнакомились. Наконец объявили, что поезд никуда не пойдет. За пару кварталов от вокзала кто-то вздумал пострелять (несмотря на то что швейцарцам разрешено иметь огнестрельное оружие, в этой цитадели безопасности им обычно никто не пользуется). В целях безопасности пассажиров просили покинуть поезд и здание вокзала.
А знаменитые мессы? Не религиозные, а самые настоящие коммерческие, по-русски – выставки. Самая известная из них – выставка часов и ювелирных изделий. Тысячи представителей фирм, продавцов и, конечно, потенциальных покупателей съезжаются в Базель, чтобы посмотреть на все самое любопытное, что только существует на этом рынке. А сделки, которые совершаются за две недели, составляют 79% рынка. И, конечно, Арт-Базель, капитан рынка современного искусства.
Современное искусство представлено в Базеле во всем разнообразии. Фонд Эрнста Байелера. Фото с сайта фонда Эрнста Байелера |
Кстати, говоря о современном искусстве, нельзя не вспомнить о фонде Эрнста Байелера, которого считают самым великим арт-дилером современности. Недалеко от Базеля, в сторону немецкой границы, он построил здание галереи, где разместил самые лучшие работы из своей коллекции. Точнее, построил его архитектор Ренцо Пьяно, и стоит сказать – постарался на славу. Отсюда не хочется уезжать, настолько умиротворяющее действует искусство в сочетании с природой. Фундамент намеренно утопили в землю, так что ландшафт, который открывается из панорамных окон зала, где висит единственная картина («Кувшинки» Моне), кажется естественным продолжением полотна. Снаружи, как и внутри, продумано все – до последней травинки газона (бескрайнего). И хотя умом и понимаешь, что это все рукотворное, не можешь не восхищаться.
А еще мы посмотрели шоу военных оркестров, здесь его называют Basel Tаttoo. На трибунах бывших казарм с замиранием сердца базельцы наблюдают за искусством оркестров со всего мира. Родственный российский фестиваль «Спасская башня» в этом году пригласил швейцарцев в Москву.
Мы допили вино, и я отравилась паковать чемодан: подарков от гостеприимных базельцев оказалось столько, что нужно было придумывать, как довезти их до Москвы. Один из них – его в качестве приветствия положили перед заселением в номер гостиницы – привлек внимание. Плотный пластиковый рюкзак в виде рыбки. К чему бы это? Оказалось, что это «местный специалитет» – в этот непромокаемый мешок жители складывают свою одежду и идут купаться в Рейн. Чтобы не украли? Нет, чтобы не возвращаться на прежнее место: плавание здесь весьма условно – тебя просто несет течением и может унести довольно далеко от отправной точки. А так – приплыл, распаковал «рыбку», оделся и – на все четыре стороны. Жаль, что в Москве-реке так не поплаваешь. Тем лучше – есть повод и даже экипировка для купания в Рейне.