Как нигде больше, в Туве шаманизм сохранился в первозданной чистоте.
Как ни странно, но в отдаленный азиатский уголок России я попала благодаря европейцам. Бригитта Вингельмайер, австрийский исследователь шаманизма, побывала с экспедицией в Туве год назад и предложила проделать такое же путешествие своим друзьям и ученикам. И вот мы едем на маршрутке по единственной автодороге из Абакана через Саянские горы в Кызыл, административный центр Тувы. В микроавтобусе из 20 человек пассажиров 18 иностранцев: венгров и австрийцев.
Едешь по дорогам республики и встречаешь буддийские ступы, а рядом деревья, обвязанные разноцветными ленточками. Преобладающее вероисповедание тувинцев – буддизм, но местные жители считают, что шаманизму это никак не противоречит. Ведь буддизм – религия, а шаманизм здесь считают народной традицией, жизненным укладом.
«Что вы делаете, если заболеете или с вами приключится какая-то беда? – спрашиваю нашего водителя. – Идете к доктору или к ламе?» «К шаману идем», – задумчиво, но уверенно отвечает мне Ортун.
У Ортуна дядя – шаман. «Это передается по наследству», – поясняет он. «А почему тогда ты не шаман?» – удивляюсь я. Тот смеется, говорит: никогда не знаешь, кто в семье шаманом родится и в каком поколении. Мой вопрос, как понимают, что член семьи будет шаманом, вызывает у Ортуна еще больший смех. «Как понять? Поймешь – и всё!»
Шаман здесь – профессия. И служба его, если судить по рассказам представителей этого «ремесла», непростая. «Зимой приходится совершать ритуалы при температуре минус 45 градусов», – говорит шаманка, представившаяся по-русски Нина Васильевна. Ее настоящее имя Джинджей. В советские годы многие тувинцы брали русские имена.
Чтобы духи во время камлания были благосклонны, им следует предложить разнообразные яства. |
Как рассказывают таблички в Национальном музее Тувы, в советское время шаманов преследовали, многие даже вступали в партию, чтобы снять с себя подозрения в шаманизме и сохранить свободу и жизнь. А кто-то уходил в горы – пережить тяжелое время. Сейчас Тува снова живет по обычаям предков.
На фотографиях в музее – нынешние тувинские шаманы рядом с исследователями шаманизма из Европы. Местные с гордостью рассказывают, что на их земле проводили Международную конференцию шаманов и сюда ездят их коллеги из Хакасии, Алтая и других уголков нашей страны и даже планеты – учиться. Благодаря своей удаленности или по каким-то другим причинам именно в Туве шаманизм как нигде в мире сохранил в полноте свои первозданные черты. Когда наблюдаешь потрясающие пейзажи этого края, поневоле возникает желание одухотворить эту красоту и даже поклоняться ей, как это веками делают местные жители.
Мне самой пришлось быть свидетелем того, как мироощущение тувинцев тесно переплетается с их духовной культурой. Шаманы не имеют права отказать тем, кто к ним обращается за помощью. Будь то честный человек или бандит, шаман обязан откликнуться. Такую безотказность объясняют принципом: каждая душа имеет право на помощь. Работа для шамана может найтись в любой момент и в самых разных обстоятельствах. При мне был такой случай: подвозивший шаманку к месту ритуала таксист просил «почистить» его автомобиль. Та провела целую церемонию с машиной: окурила ее тлеющим можжевельником, била в бубен, что-то напевала.
Оплата ритуалов договорная. За консультацию с шаманом, когда он посмотрит в корень твоей проблемы, заплатишь сколько сможешь. Выездной ритуал уже предполагает фиксированную сумму. Как правило, подобные мероприятия проводятся под открытым небом, в особом месте и с определенной целью. Если в ритуале участвует не один шаман, а двое – цена увеличивается. Вообще шаманы часто работают вдвоем или втроем, причем старший и младший, как правило, разнополые – это, по убеждению приверженцев данной традиции, помогает соблюсти баланс мужской и женской энергий в сакральном действе.
Общаясь с потусторонним миром, шаманы не свободны от простых человеческих привычек. Фото автора |
Однажды утром мы участвовали в церемонии встречи рассвета. Поднялись на гору. Шаманы разложили костер. Вдруг подул сильный ветер. Ритуал закончился – и ветер стих так же внезапно, как и начался. Шаманы объяснили это просто – приходили духи. Не найдя этому разумного объяснения, я вдруг почувствовала, что становлюсь немного тувинкой.
Ритуалы проводят по-разному в зависимости от индивидуального «стиля» шамана. Основной элемент церемоний – костер. Конфигурация костра различается в зависимости от времени суток, места проведения церемонии и ее целей. Его обязательный элемент – пища для духов. В ритуалах, которые я видела, это был разный состав блюд: от мяса и бутербродов с сыром до шоколадных конфет.
Непременные спутники каждого шамана – специальный костюм и бубен, которые у каждого ведуна должны быть свои. Костюм – один на всю жизнь, хотя его можно дорабатывать, дошивать на него дополнительные атрибуты. Например, Джинджей рассказала, что собирает куколки на костюм. Объяснила это тем, что ей нужно больше духов-помощников.
Целую лекцию о тувинском шаманизме прочитала нам шаманка по имени Надежда Джамидожоевна. Она рассказала, что шаман работает с духами местности и с духами стихий. Здесь считают, что деревья, животные, ветер, вода, огонь, металл – все живое. Но главный дух – Бог – один, по-тувински его называют «тыргелер», что означает «сила». А все остальное в мире природы, включая человека, – только разные его проявления.
Надежда несколько лет возглавляла одно из республиканских сообществ шаманов. Она оказалась знакома и даже дружна с адептами шаманизма, живущими в Европе. У австрийской шаманки Бригитты нашлись с Надеждой общие знакомые.
Шаманизм в разных формах существует в Европе, Северной и Южной Америке, Австралии, Африке. Причем в традициях разных народов есть много общего. Это не только представление об одухотворенности всего живого, но даже какие-то детали обрядности. Когда я путешествовала в джунглях Амазонки, перуанские индейцы признали сакральный предмет в привезенном мной с Алтая варгане. Оказалось, что этот музыкальный инструмент используется в ритуалах как аборигенов Сибири, так и Южной Америки. Напрашивается дерзкая мысль, что шаманизм зарождался из единого источника. А в наши дни с развитием Интернета и авиасообщений его последователи из разных стран стали снова объединяться в международное сообщество приверженцев древнейших духовных традиций.