0
6553
Газета Стиль жизни Интернет-версия

21.09.2011 00:00:00

Искусство общения с духами

Мария Соколова

Об авторе: Мария Владимировна Соколова - коуч-тренер, любительница путешествий.

Тэги: шаманы, тува


шаманы, тува Как нигде больше, в Туве шаманизм сохранился в первозданной чистоте.

Как ни странно, но в отдаленный азиатский уголок России я попала благодаря европейцам. Бригитта Вингельмайер, австрийский исследователь шаманизма, побывала с экспедицией в Туве год назад и предложила проделать такое же путешествие своим друзьям и ученикам. И вот мы едем на маршрутке по единственной автодороге из Абакана через Саянские горы в Кызыл, административный центр Тувы. В микроавтобусе из 20 человек пассажиров 18 иностранцев: венгров и австрийцев.

Едешь по дорогам республики и встречаешь буддийские ступы, а рядом деревья, обвязанные разноцветными ленточками. Преобладающее вероисповедание тувинцев – буддизм, но местные жители считают, что шаманизму это никак не противоречит. Ведь буддизм – религия, а шаманизм здесь считают народной традицией, жизненным укладом.

«Что вы делаете, если заболеете или с вами приключится какая-то беда? – спрашиваю нашего водителя. – Идете к доктору или к ламе?» «К шаману идем», – задумчиво, но уверенно отвечает мне Ортун.

У Ортуна дядя – шаман. «Это передается по наследству», – поясняет он. «А почему тогда ты не шаман?» – удивляюсь я. Тот смеется, говорит: никогда не знаешь, кто в семье шаманом родится и в каком поколении. Мой вопрос, как понимают, что член семьи будет шаманом, вызывает у Ортуна еще больший смех. «Как понять? Поймешь – и всё!»

Шаман здесь – профессия. И служба его, если судить по рассказам представителей этого «ремесла», непростая. «Зимой приходится совершать ритуалы при температуре минус 45 градусов», – говорит шаманка, представившаяся по-русски Нина Васильевна. Ее настоящее имя Джинджей. В советские годы многие тувинцы брали русские имена.


Чтобы духи во время камлания были благосклонны, им следует предложить разнообразные яства.

Как рассказывают таблички в Национальном музее Тувы, в советское время шаманов преследовали, многие даже вступали в партию, чтобы снять с себя подозрения в шаманизме и сохранить свободу и жизнь. А кто-то уходил в горы – пережить тяжелое время. Сейчас Тува снова живет по обычаям предков.

На фотографиях в музее – нынешние тувинские шаманы рядом с исследователями шаманизма из Европы. Местные с гордостью рассказывают, что на их земле проводили Международную конференцию шаманов и сюда ездят их коллеги из Хакасии, Алтая и других уголков нашей страны и даже планеты – учиться. Благодаря своей удаленности или по каким-то другим причинам именно в Туве шаманизм как нигде в мире сохранил в полноте свои первозданные черты. Когда наблюдаешь потрясающие пейзажи этого края, поневоле возникает желание одухотворить эту красоту и даже поклоняться ей, как это веками делают местные жители.

Мне самой пришлось быть свидетелем того, как мироощущение тувинцев тесно переплетается с их духовной культурой. Шаманы не имеют права отказать тем, кто к ним обращается за помощью. Будь то честный человек или бандит, шаман обязан откликнуться. Такую безотказность объясняют принципом: каждая душа имеет право на помощь. Работа для шамана может найтись в любой момент и в самых разных обстоятельствах. При мне был такой случай: подвозивший шаманку к месту ритуала таксист просил «почистить» его автомобиль. Та провела целую церемонию с машиной: окурила ее тлеющим можжевельником, била в бубен, что-то напевала.

Оплата ритуалов договорная. За консультацию с шаманом, когда он посмотрит в корень твоей проблемы, заплатишь сколько сможешь. Выездной ритуал уже предполагает фиксированную сумму. Как правило, подобные мероприятия проводятся под открытым небом, в особом месте и с определенной целью. Если в ритуале участвует не один шаман, а двое – цена увеличивается. Вообще шаманы часто работают вдвоем или втроем, причем старший и младший, как правило, разнополые – это, по убеждению приверженцев данной традиции, помогает соблюсти баланс мужской и женской энергий в сакральном действе.


Общаясь с потусторонним миром, шаманы не свободны от простых человеческих привычек.
Фото автора

Однажды утром мы участвовали в церемонии встречи рассвета. Поднялись на гору. Шаманы разложили костер. Вдруг подул сильный ветер. Ритуал закончился – и ветер стих так же внезапно, как и начался. Шаманы объяснили это просто – приходили духи. Не найдя этому разумного объяснения, я вдруг почувствовала, что становлюсь немного тувинкой.

Ритуалы проводят по-разному в зависимости от индивидуального «стиля» шамана. Основной элемент церемоний – костер. Конфигурация костра различается в зависимости от времени суток, места проведения церемонии и ее целей. Его обязательный элемент – пища для духов. В ритуалах, которые я видела, это был разный состав блюд: от мяса и бутербродов с сыром до шоколадных конфет.

Непременные спутники каждого шамана – специальный костюм и бубен, которые у каждого ведуна должны быть свои. Костюм – один на всю жизнь, хотя его можно дорабатывать, дошивать на него дополнительные атрибуты. Например, Джинджей рассказала, что собирает куколки на костюм. Объяснила это тем, что ей нужно больше духов-помощников.

Целую лекцию о тувинском шаманизме прочитала нам шаманка по имени Надежда Джамидожоевна. Она рассказала, что шаман работает с духами местности и с духами стихий. Здесь считают, что деревья, животные, ветер, вода, огонь, металл – все живое. Но главный дух – Бог – один, по-тувински его называют «тыргелер», что означает «сила». А все остальное в мире природы, включая человека, – только разные его проявления.

Надежда несколько лет возглавляла одно из республиканских сообществ шаманов. Она оказалась знакома и даже дружна с адептами шаманизма, живущими в Европе. У австрийской шаманки Бригитты нашлись с Надеждой общие знакомые.

Шаманизм в разных формах существует в Европе, Северной и Южной Америке, Австралии, Африке. Причем в традициях разных народов есть много общего. Это не только представление об одухотворенности всего живого, но даже какие-то детали обрядности. Когда я путешествовала в джунглях Амазонки, перуанские индейцы признали сакральный предмет в привезенном мной с Алтая варгане. Оказалось, что этот музыкальный инструмент используется в ритуалах как аборигенов Сибири, так и Южной Америки. Напрашивается дерзкая мысль, что шаманизм зарождался из единого источника. А в наши дни с развитием Интернета и авиасообщений его последователи из разных стран стали снова объединяться в международное сообщество приверженцев древнейших духовных традиций.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
604
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
612
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
492
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
317

Другие новости