0
1311
Газета Стиль жизни Интернет-версия

06.09.2011 00:00:00

Тропой Пугачева и торговых караванов

Алексей Марков

Об авторе: Алексей Иванович Марков - любитель путешествий.

Тэги: урал, туризм


урал, туризм Увидеть закат и почти что умереть от восторга. Или, наоборот, возродиться.
Фото ИТАР ТАСС

Урал – одно из самых загадочных мест России. Именно здесь находится как самый загрязненный город планеты Карабаш, так и одна из уникальных природных зон – национальный заповедник «Зюраткуль».

Зюраткуль – истинная жемчужина края – находится на стыке двух природных зон – таежной и лесостепной, это обусловливает очень привлекательное разнообразие флоры и фауны. Еще на территории парка есть палеовулкан с огромным количеством минералов, что уникально для России. Основной достопримечательностью заповедника является чистейшее горное озеро с одноименным названием. Оно расположено на высоте 724 метра над уровнем моря и окружено четырьмя горными хребтами: Уреньга, Нургуш, Москаль и Зюраткуль, и горой Лукаш.

Собираясь в это ограниченное по времени путешествие, мы уже знали, что первобытные люди пришли в эти края примерно 17 тыс. лет назад. И что приблизительно 3 тыс. лет назад через территорию парка уже пролегала старая Казанская дорога – она пересекала Урал с запада на восток. Эти горные тропы на протяжении тысяч лет использовали как торговые караваны, так и воинственно настроенные племена.

Влияние России на регион начинается примерно в XVIII веке. Армия Пугачева после неудачного сражения с башкирами была вынуждена отступить, взрывами прорубая себе дорогу в гранитной скале. С тех пор то место называют «Пугачевской капанью». Последние, хотелось бы в это верить, существенные изменения в ландшафте произошли в 40-х годах ХХ века при строительстве Зюраткульской ГЭС. Сама станция так и не была построена, но годы подготовительных работ не остались незамеченными. Трудотрядовцы успели соорудить плотину, тем самым создав напорный бассейн, и прорубить девятикилометровый канал в скальном грунте. Эти сооружения лежали в стороне от нашего маршрута, поэтому их мы так и не увидели, но местные рассказывают, что за полвека заброшенные строения, бассейн и канал органично вписались в местный ландшафт и придают своеобразный шарм тому месту, где они построены.

В нашем распоряжении было всего несколько дней, и за это время мы планировали полностью погрузиться в окружающую природу, вспомнить студенческие годы и забыть об офисах, телефонах, компьютерах и прочей атрибутике современного человека.

Прибыли в парк мы уже на закате, поэтому пришлось разбивать палатки прямо на общей стоянке. Инфраструктура парка оставляет желать лучшего. Несмотря на то что при въезде с туристов взимают плату, ни одного туалета на стоянке нет, а палатки наставлены практически вход к входу. Далеко не всем местным жителям, очевидно, по нраву туристы, в магазинчике неподалеку от стоянки в ответ на просьбу выдать чек на купленный товар продавщица набросилась на нас с ножом! А может быть, это особенности гостеприимства местного разлива? Тем не менее на отдых сюда приезжает огромное количество людей, на стоянке мы насчитали более 10 автомобилей из разных регионов.


Слава богу, зубастые и клыкастые на нашем пути в заповеднике не попадались.
Фото с сайта www.zuratkul.ru

Направляясь в Зюраткуль, наша небольшая группа планировала подняться на один из горных хребтов – либо Зюраткуль, либо Нургуш, это самые высокие хребты заповедника. Но, увидев озеро в свете солнца, медленно, словно нехотя поднимавшегося из-за горы, всей командой единодушно решили идти именно туда, на Лукаш, склон которой уходил прямо в воду. Романтика просто витала в воздухе, душа пела, и, второпях завтракая, собирая палатки, мы уже готовились к длительному переходу, Хотя Лукаш – это не самая высокая гора в окрестности, ее высота немногим более 1000 метров.

Выбранный нами маршрут рекомендуется проходить с сотрудниками национального парка, оно и неудивительно, ведь в лесу водятся хищники. Но с сотрудниками, да и с местным населением нам почему-то не везло, поэтому в путь мы отправились самостоятельно. Чтобы добраться до горы, нам предстояло обогнуть озеро, дорога проходила вдоль болот, маленьких и больших рек, ручьев, на пути был не один подъем и не один спуск.

На природе, вдалеке от привычного образа жизни, особенно если это жизнь в мегаполисе, на удивление легко и быстро забывается все то, что еще пару дней назад казалось очень важным в становлении карьеры. Неотправленное коммерческое предложение партнерам, недовольный взгляд директора, согласование договоров, низкие продажи и множество других проблем, которыми себя вгоняет в депрессию современный человек. После семичасового перехода, преодоления различных препятствий с тяжелыми рюкзаками за спиной, на привале, готовя обед, думалось не о физической усталости, не обо всей той белиберде, которая обычно засоряет мозги. Мы чувствовали себя свободно и легко. Подумалось: возможно, поэтому по статистике большинство увольнений происходит в постотпускной период. Согласитесь, воспаряя к звездам или хотя бы к горным хребтам, не так-то просто низвергаться в пучины нелюбимой работы. При условии, конечно, если она действительно нелюбима, а не наоборот, что, к сожалению, бывает не так часто.

Ни в этот день, ни в следующий диких животных мы не встретили, за что им большое спасибо. Вообще наш поход прошел спокойно, без суеты и как-то согласованно. Мы стали одной командой именно в этом походе, но казалось, что нас объединяют десятки пройденных маршрутов и недели совместного проживания в экстремальных условиях.


Национальный парк «Зюраткуль» – одно из красивейших мест, и не только на Урале.
Фото с сайта www.zuratkul.ru

К подножию горы мы добрались еще засветло, а на вершине решили встречать восход солнца. День предстоял насыщенный, и на подъем у нас было не так-то уж много времени. Поэтому любоваться причудливыми природными формами камней и деревьев нам приходилось в процессе движения. Вообще Урал, в частности и этот заповедник, богат на необычные природные формы. Столбы выветривания, горные реки, водопады, удивительные пещеры, рассказывать о них можно бесконечно. Но природу лучше не описывать, а чувствовать, она, как лекарство, может успокоить любые переживания и страхи.

Вид с горы открывался потрясающий. Благодаря каменистому плато деревья не загораживали обзор, и можно было насладиться природной красотой. Эх, жаль, что с этой вершины мы так и не увидели первых отблесков лучей восходящего солнца, отражающихся от глади этого удивительного озера. Небо было облачным, и тени как-то отстраненно скользили по земле, казалось, им нет совершенно никакого дела, закрывают они кому-то солнечный свет или нет. Находясь на вершине горы, пусть и не столь высокой, в тебе открывается какое-то новое чувство и становится понятно, почему издревле люди придают горам особое значение.

Далее наш маршрут пролегал вдоль хребта Москаль. Это не совсем точное название. Башкиры называют хребет Ме(я)скай-тау, что означает «Гора ведьм». Еще в Средние века подниматься на эту гору было запрещено, а об особой роли горы в духовной жизни местного населения говорят найденные там древние молитвенные камни.

Этим же вечером мы вышли почти к той поляне, откуда начали свой путь. Переночевали и утром отправились обратно, все те же мы и в то же время совершенно иные люди. Мы как будто очистились от грязи и серости, почувствовали свободу и легкость жизни, о которой так часто забываем где-то между пробуждением и сном.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2845
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3348
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2459
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4353

Другие новости