Посетители пекинского парка видят развалины разрушенного европейцами подражания Версалю.
Посетители Царского Села (г. Пушкин) неизменно обращают внимание на павильоны, мосты и беседки в восточном стиле, контрастирующие как с Екатерининским дворцом, так и разнообразными строениями прилегающего Екатерининского парка. «Китайская деревня» была построена рядом с дворцом по велению императрицы Екатерины Великой, которая благодаря переписке с Вольтером, Дидро и Жан-Жаком Руссо заинтересовалась Срединным государством, считавшимся в Европе идеалом просвещенной монархии. В те времена в Европе были в моде не только шелковые ткани, фарфор и чай из Срединного государства, но и подражающий реальному или вымышленному китайскому искусству стиль chinoisry. Именно в этом стиле русские архитекторы в 1780-х годах и построили комплекс зданий Китайской деревни, беседку Большого каприза, Скрипучую беседку, Китайский театр, несколько мостов, включая знаменитый Мост-паук.
Во время Великой Отечественной войны Китайская деревня и остальные сооружения в стиле «шинуасри» разделили судьбу Екатерининского дворца и дворцовых парков. В советские времена руинам пытались возвратить прежний вид, однако отечественные вандалы продолжали начатое немцами и успешно боролись с реставраторами.
Прожив в Царском Селе немало лет, я любил начинать прогулку по парку именно с его китайской части. Совершив недавно ностальгическое путешествие в Пушкин и направившись сразу в Екатерининский парк, я не поверил своим глазам – знакомые беседки и павильоны заново отштукатурены и покрашены, на мостах заменили проржавевшие до дыр балки, установили изящные кованые решетки. На одном из мостов появились невиданные даже старожилами фигуры китайских воинов и красавиц, держащих в руках китайские фонарики. Все эти благоустроения были проведены в рамках празднования 300-летия Царского Села, которое отмечалось в прошлом году.
Гармония архитектуры и природы – черта китайских парков в Царском селе. Фото автора |
Буквально через несколько недель я оказался в Пекине и решил провести свободный день в знаменитых императорских парках. Начать решил со старейшего из них – парка Юаньминъюань. Заложенный в 1707 году великим императором Канси, он недаром назывался Парком десяти тысяч парков. На огромном пространстве в 350 гектаров были воспроизведены лучшие сады Поднебесной, созданы архитектурные иллюстрации к классическим произведениям поэтов и художников. Гуляя по его аллеям, постоянно видишь новые пейзажи то с дугой изогнутым мостом, то затейливо украшенными резьбой по дереву дворцовыми павильонами, то пруды с цветущими лотосами и склонившимися к воде плакучими ивами.
Парк Юаньминъюань расширяли и совершенствовали наследники Канси, но особенно много сделал его внук, император Цяньлун. Между ним и Екатериной Великой есть немало общего – они приращивали к своим империям обширные земли, упорядочивали законы, строили новые города, писали исторические труды и литературные произведения, поощряли отечественное производство, науки и искусства. Екатерина и Цяньлун правили очень долго (Екатерина – 34 года, Цяньлун – 60 лет) и скончались в одно время, в 1796 году.
Оба монарха интересовались заморскими делами, допускали к трону иностранцев и создавали действующие модели дальних стран. Именно такой моделью стала Китайская деревня для Екатерины, а для Цяньлуна – беломраморный дворцовый комплекс европейских зданий в северо-восточной части Юаньминъюаня. Если русские архитекторы были вынуждены основывать свои проекты китайских построек на гравюрах и редких описаниях западных путешественников по Срединному государству, то в Юаньминъюане дворцы, фонтаны, лабиринт и другие строения создавались по замыслу добравшихся до Драконова трона иезуитов, а потому были очень похожи на итальянские и французские оригиналы того времени.
В Китайской деревне Царского села. Фото автора |
Великие императоры потому и зовутся великими, что выделяются на фоне своих слабых и неудачливых потомков. Российская империя и правившая Китаем с 1644 до 1911 года Империя Цин почти одновременно пережили полосу неудач. Для России это была Крымская война 1853–1856 годов, уничтожившая одно из творений Екатерины – красавец Севастополь. Для Китая – Первая и Вторая Опиумные войны (1840–1842 и 1856–1860), завершившиеся вторжением англо-французского войска в Пекин и уничтожением в 1860 году парка Юаньминъюань.
«Просвещенные европейцы» не могли смириться с возвышением России, спасшей мир от Наполеона. Китаю же не могли простить огромный внешнеторговый профицит, который возник из-за популярности традиционного китайского экспорта – фарфора, чая, шелка. Тогдашние хозяева мира англичане не хотели лишиться серебра из своей казны, которое шло на оплату китайских товаров, и после неудачной попытки выйти на рынок Поднебесной со своими тканями решили навязать другой товар – опиум. Слабые попытки китайских властей не допустить растления нации хлынувшим из английских колоний в Индии зельем привели сначала к нападениям британского флота на прибрежные города, а затем и рейду на Пекин. Англичане и примкнувшие к ним французы разграбили и сожгли Парк десяти тысяч парков, дворцовые библиотеки и коллекции фарфора. Историки сообщают, что 3500 солдат трое суток трудились не покладая рук, поджигая павильоны, разрушая мосты и беседки, набивая вещмешки награбленным. С особым иезуитством обошлись с европейским комплексом – от него остались только мраморные фрагменты.
Через восемь десятилетий после погрома Юаньминъюаня другие «просвещенные европейцы» разрушили дворцы и парки Царского Села. И там и здесь ведутся неспешные реставрационные работы. Но в отличие от Русского Версаля в Китайском Версале создан «Центр патриотического воспитания молодежи». Молодым пекинцам и гостям столицы напоминают о временах унижения и грабежа Китая, подспудно приучая не слишком заглядываться в сторону Запада.
Пекин–Москва