Бюст Суворову открыли в замке Ломелло, со стен которого полководец призвал народы Италии к единению.
Фото автора
О Швейцарском походе Александра Суворова, в ходе которого армия великого полководца перешла Альпы, написаны десятки, если не сотни книг, сняты фильмы. И о том, как русские солдаты штурмовали знаменитый Чертов мост, известно каждому российскому школьнику. А вот о том, что Швейцарскому походу предшествовал блистательный Итальянский поход, в ходе которого армия Суворова освободила север нынешней Италии от войск Наполеона, известно гораздо меньше. Чтобы напомнить об этом подвиге, на днях в Италии высадился внушительный российский десант, организованный Центром национальной славы и Фондом Святого апостола Андрея Первозванного.
История Итальянского (Италийского) похода ведет свое начало с весны 1799 года, когда граф Суворов-Рымникский возглавил объединенные войска двух империй – России и Австрии. Потом были тяжелые, но всегда победные бои, освобождение севера Италии от французской оккупации. Именно тогда, кстати, рухнул миф о непобедимости армии Наполеона. Более того, как утверждает вице-президент Фонда Андрея Первозванного историк Михаил Якушев, генерал-фельдмаршал планировал двинуть войска на Париж, «чтобы восстановить монархию и не допустить распространения революционных идей в Европе». Приказа не было, увы... Помешали интриги австрийского двора. А кто знает, как бы повернулась история Европы в этом случае? Ведь, учитывая талант Суворова, у его войск был реальный шанс взять Париж, а значит, предотвратить Отечественную войну 1812 года. Кстати, когда в Ломелло, где располагался штаб Суворова, торжественно открыли памятную доску и памятник русскому полководцу, председатель попечительского совета Фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин заметил, что войска Суворова спасли и Святой Папский Престол – кто его, мол, знает, что в итоге придумал бы Наполеон.
Надо заметить, что русская армия – единственная, которая пришла на Апеннины как освободительная, а не как оккупационная. И об этом в Италии, которая в этом году празднует 150-летие своей государственности, то есть объединения, помнят и сегодня. Ведь те же австрийцы, которые были союзниками России, строили несколько иные планы, мечтая оттяпать в пользу империи италийские земли. Так что отношение к России в Италии более чем дружелюбное.
Да и как иначе? Мэр вышеупомянутого Ломелло Джузеппе Пьовера честно признался, что за тысячелетнюю историю в их провинциальном городке, похоже, произошли только два знаменательных события: появление Александра Васильевича Суворова, который именно отсюда призвал народ Италии к единству, и нынешний визит российской делегации, который завершился марш-парадом курсантов Суворовского музыкального училища. На последний сбежались все жители разморенного жарой городка. Благо, что было на что посмотреть и что послушать. Зажигательная «Калинка», торжественное «Прощание славянки»... Любопытно, что в Милане на площадь возле Домского собора вместе с нашими суворовцами вышли итальянские юные военные музыканты. Но конкурировать с россиянами не стали. Так весь марш-парад и простояли, потом развернулись и «торжественно» покинули площадь. «Не выдержали очной ставки, сломались», – с иронией прокомментировали наблюдатели.
Московские суворовцы «взяли Милан» с походного марша. |
То есть суворовцы «взяли Милан» с ходу. Как и казаки фельдмаршала Суворова. Полководец вошел туда под восторженные крики горожан, которые устали от развязных французов – республиканцы оскорбляли чувства верующих, глумились над святынями, а перед тем как покинуть Милан, захапали городскую казну. Впрочем, этого им оказалось мало, поэтому оккупанты досрочно собрали с горожан ежегодный налог. Русский полководец, как рассказывает историк Михаил Талалай, вел себя иначе. Хотя и весьма экстравагантно: христосовался с местными жителями (вход в город пришелся на православную Пасху), объясняя им по-итальянски (фельдмаршал прекрасно владел этим языком), что идет «возвращать католическую веру». Словом, великий полководец, по словам Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, «был и великим воином Христовым». А некоторые историки вообще утверждают, что Суворов прибыл в Италию скорее с духовной, религиозной миссией, чем с военной.
Что, конечно же, представляется несколько спорным, несмотря на известную набожность полководца. Прославил себя в Италии Александр Васильевич все-таки именно боевыми действиями. Со своими чудо-богатырями он победил во всех битвах на севере Апеннин. Чтобы понять эффективность военной кампании, достаточно привести цифры: всего союзники потеряли в Италии 8 тыс. человек, а французы – 25 тыс. И это при том, что Суворов, как правило, атаковал, а французы защищались. По законам войны потери обороняющихся и атакующих измеряются в отношении один к трем.
Кстати, о суворовских чудо-богатырях. В подчинении у фельдмаршала практически не было русских элитных частей. А австрийскую армию назвать боеготовой было даже смешно. Именно поэтому Суворов сначала занялся, как это сейчас назвали бы, слаживанием боевых подразделений. А уже потом повел их в поход. Победоносный.
Заметим, что имя Суворова, рассказ о его Италийском походе есть в учебниках истории Италии. Может, именно поэтому у Италии и России ныне столь теплые отношения. А Папа Римский, спустя долгие годы, обращаясь к правнучке Александра Васильевича, заметил: «Память о Суворове жива в Италии и никогда не умрет; по крайней мере в Ватикане она будет жить всегда».
Наверное, действительно спас генералиссимус (это звание Суворов получил за Италийский поход) Папский Престол...
Москва–Милан–Ломелло–Мерано–Москва