Румынские цыганки на «ловле» клиентуры на главной улице Западного Берлина Ку-дамм.
Фото автора
На Берлин, да и на всю Германию обрушились три напасти: докторанты, мигранты и «зеленые». Поэтому можно с большой долей уверенности утверждать, что нынешний месяц май во многих отношениях стал довольно критическим для немцев. Один скандал за другим сотрясает политическую сцену Германии. Газеты и телесообщения полны деталями историй, связанных с манипуляциями с диссертациями таких известных политиков, как бывший министр обороны от ХСС Карл-Теодор фон Гуттенберг и одна из ведущих немецких либеральных европарламентариев Сильвана Кох-Мерин, занимавшая до своей добровольной отставки пост вице-президента Европарламента. Разоблачение того факта, что большая часть ее диссертации, посвященной проблеме Латинского монетного союза, была переписана из других работ, разумеется, без ссылок на оригиналы, привело к ее добровольной отставке. Правда, депутатский мандат она не отдала. Но Гейдельбергский университет, где она защищалась, намерен отобрать у нее научное звание. Фон Гуттенберг решил не дожидаться решения академических кругов и сам отказался от приобретенного неправедным путем научного звания. Немцы достаточно либеральны, и такой всесторонней проверки диссертаций, как в ряде других стран, у них пока нет. Впрочем, Гумбольдтский университет в Берлине решил теперь ужесточить требования к диссертациям.
Названный выше список лжедокторантов можно продолжить. В нем имеются менее известные на международной арене и московской публике имена, например Вероника Засс, дочь недавнего премьер-министра Баварии Эдмунда Штойбера. Всех вышеназванных лиц упрекают в том, что их докторские диссертации были полностью или в значительной степени переписаны из других научных работ. Правда, к этим именам, возможно, прибавятся скоро и другие, поскольку, по словам президента объединения глав высших школ Германии (HRK) Маргрет Винтермантель, будет проверен и ряд других диссертаций известных политиков, которые по тем или иным причинам вызывают подозрения в плагиате. Впрочем, думаю, работа предстоит большая, поскольку по статистике в Германии ежегодно научные титулы получают до 25 тыс. человек и еще 10 тыс. немцев получают их за рубежом.
Немецкая газета Berliner Morgenpost задается вопросом, зачем известным людям так рисковать, списывая чужие работы и выдавая их за свои? Дело в том, что научное звание, как утверждает Хайнер Торборг, специализирующийся на поиске кандидатов на высокие политические посты в Германии, у немцев явно переоценено. Его наличие связывается с признанием, компетентностью, репутацией и, конечно, деньгами. Ведь привесок в зарплате в случае наличия научного титула колеблется от 5 до 10 тыс. евро.
В России, конечно, таких денег кандидатам и докторам не платят, но стремление к научным титулам бывает у россиян не меньшее. Ведь даже для собственного тщеславия упомянуть в визитке о своем кандидатстве, не говоря уже о докторстве, часто бывает верхом самоудовлетворения для многих политиков и бизнесменов. Поэтому некоторые из них не гнушаются тем, чтобы просто купить диссертацию, что в России чаще распространено, чем плагиат. Хотя и с плагиатом кое-кого ловят даже из губернаторов. Правда в отставку они не подают. Ряд научных или околонаучных сообществ даже специально получает разрешения на выдачу так называемых общественных, научных титулов, которые, конечно же, российским ВАК не регистрируются, но степень самоуважения их обладателей тем не менее повышают. Бедные немецкие плагиаторы до этого еще не додумались. В данном случае можно считать все сказанное инсайдерской информацией. Ведь я сам дважды учился в аспирантурах различных вузов, но диссертации так и не защитил. Хотя во втором случае я ее все-таки написал и был готов к защите. Но середина 80-х годов в тогдашнем Советском Союзе была непростым временем, и, получив обвинение от одного из оппонентов в «протаскивании буржуазных социологических идей», я счел более разумным отказаться от защиты. Как говорится, от греха подальше.
Использование экологичных «трабантов» становится хорошим тоном в Берлине. Фото автора |
Конечно, у немцев имеются другие, более серьезные заботы, и связаны они с тем, чтобы сохранить ЕС. На страны европейского сообщества в эти дни обрушилась беда. Хорошая вроде бы идея – Европа без границ – обернулась нашествием не только беженцев из демократизирующихся североафриканских стран, но и банд из соседних менее развитых в экономическом отношении государств ЕС, прежде всего из Румынии и Болгарии. Дело в том, что как раз в эти майские дни представители стран Восточной Европы получили право на работу на территории Германии и могут в неограниченном количестве претендовать на рабочие места. Однако, судя по всему, воспользоваться этой привилегией квалифицированные кадры из Восточной Европы пока не спешат. Зато этим поводом воспользовались представители криминального мира. Во всяком случае, в Берлине мне советовали не разевать рот на достопримечательности и контролировать сумки, бумажник и фотоаппарат, который в мгновение ока могут «увести» представители менее развитых восточноевропейских стран. Скажу честно, такие советы я услышал впервые. Но действительность оказалась похожей на рассказы пострадавших. Вряд ли введение ограничений на Шенген или высылки румынских цыган, практикуемых французами, помогут решить эти вопросы. Дух либерализма и толерантности на европейской и немецкой земле в частности сегодня неистребим. И это лишний раз доказывает майское голосование в баден-вюртембургском парламенте, впервые в истории приведшее к власти на территории Германии «зеленого» политика, ставшего премьер-министром этой промышленной земли на самой западной границе. Конечно же, приход «зеленых» во власть уже обозначил будущие конфликты. Ведь «зеленые» политики тут же упрекнули руководителей таких автоконцернов, как «Мерседес» и «Порше», штаб-квартиры которых находятся как раз в Баден-Вюртемберге, что они производят «не те автомобили». Понятно, что «зеленому» сердцу по душе больше электромобили, а то и просто велосипеды. Но как бы то ни было, в немецкой столице начали входить в моду такие раритеты, как┘ «трабанты» из продукции автомобильной промышленности бывшей ГДР. В всяком случае, их теперь можно встретить у многих фешенебельных гостиниц. Они достаточно компакты и экологичны. Ведь их изготавливали из... простой фанеры.
Берлин–Москва