Круг почета с Кубком кубков на родном «Динамо». Слева от капитана команды Александра Чивадзе – автор решающего гола Виталий Дараселия.
Фото с сайта www.gol.ge
Если не полениться и покопаться в грузинских архивных записях, то можно обнаружить, что 30 лет назад во второй половине мая необычайно высокой популярностью для новорожденных пользовалось имя Виталий. Попадутся даже несколько девочек Виталин. Причина проста – 13 мая 1981 года в Дюссельдорфе полузащитник тбилисского «Динамо» Виталий Дараселия забил победный гол в финале Кубка обладателей кубков.
Тридцать лет назад великий комментатор Котэ Махарадзе взахлеб четырежды подряд выкрикнул: «Го-о-ол!» И через несколько минут, когда раздался финальный свисток, взволнованно продолжил: «Большая удача грузинских футболистов! Большая победа на радость Советского Союза, в первую очередь Грузии. Я представляю, что сейчас творится в Тбилиси!..»
А в Тбилиси творилось несусветное. Весь город, для которого футбол был святыней, высыпал на улицы. Клаксоны, горны, музыка, смех, слезы радости, пение, массовое шествие к стадиону «Динамо», на котором жители ближайших домов спешно накрывали праздничные столы, вино – рекой. Такое счастливое сумасшествие в Грузии впоследствии не повторялось.
К великой победе любимцы всей республики шли несколько лет. Уже был выигран никак не покорявшийся тбилисцам Кубок СССР. Был повторен успех 1964 года – победа в союзном чемпионате. Команда играла умно, технично, зрелищно, покоряя всех мало-мальски понимающих толк в футболе. Было очевидно, что это поколение динамовцев дозрело до мирового уровня и способно выиграть что-то на международной арене. Уже обыгран в Милане «Интер», выигран представительный турнир в Испании, в Кубке чемпионов разбит не знавший равных «Ливерпуль», не хватило чуть-чуть свежести и удачи, чтобы не споткнуться на «Гамбурге» с неподражаемым Кевином Киганом┘ И надежды на покорение европейской вершины пришлось отложить на следующий год. Но тут – гром средь ясного неба: главный тренер Нодар Ахалкаци решил распрощаться с капитаном и мотором команды Манучаром Мачаидзе. В экспрессивной Грузии сразу зародились сомнения, подкрепленные не столь успешной, как в последние годы, игрой «Динамо» в первенстве СССР. Но, как «вычислилось» позднее, ставка была сделана на Европу. И 13 мая 1981 года она себя оправдала, хотя и далась победа невероятно тяжело.
Опасения возникли, как только показали вратаря Отара Габелию в необычной для него зеленой футболке. Зачем? Зачем в финале Отар поменял фартовый свитер на новый?! Потом станет известно, что его багаж до Дюссельдорфа не доехал – форму предоставил «Адидас», при этом бутсы не подошли, и киперу пришлось одалживать запасные у капитана команды Александра Чивадзе. Тревогу внушала и перекроенная из-за травм линия обороны – игроки хорошие, опытные, но в таком сочетании не игравшие┘ В первом тайме – вязкая игра, преимущественно в центре поля. Начало второго – то же самое. И вдруг за 27 минут до конца матча выпад немецких футболистов, ляп несыгранной защиты и корявый удар Хоппе.
«Динамо» всегда «славилось» тем, что отыгрывалось плохо. Но у того поколения и характер оказался в порядке. Рамаз Шенгелия и Владимир Гуцаев на минуту поменялись обычными ролями – Рамаз пустился в обводку и выкатил мяч под удар Вове, хотя, как правило, происходило наоборот.
Этот гол Гуцаева, через лет десять предотвратит беду в одном из так называемых итальянских дворов, которых полно в Тбилиси. СССР уже не было, разгорался первый грузино-осетинский конфликт. Два подвыпивших соседа сцепились на этой почве. Один хватался за нож, другой вспоминал о висевшем на стене ружье. Другие соседи тщетно увещевали обоих, пока, наконец, один из «миротворцев» в сердцах не вскричал: «Хорош бузеть, вспомните хотя бы, кто в Дюссельдорфе первый гол забил!..» Закончилась драка слезами раскаяния, перешедшими в братание. Но это лет через десять┘ А тогда играть оставалось еще чуть больше 20 минут. И когда запахло дополнительным временем, Виталий Дараселия совершил обессмертивший его слаломный проход в немецкую штрафную площадь. Жить Виталию оставалось год и семь месяцев. 13 декабря 1982 года 25-летний Дараселия погиб в автокатастрофе. Впоследствии Котэ Махарадзе в интервью сказал, что именно тогда ощутил, что то «Динамо» закончилось. Замученные травмами лидеры команды отыграли еще по паре сезонов, но без удачи. Впрочем, она отвернулась не только от них, но и от преемников┘ Феерическая победа в Кубке кубков стала лебединой песней великой команды. Потом распался Союз. Для грузинского футбола, так любимого и за пределами республики, началась новая эра. Пока, увы, безрадостная.
В Тбилиси в эти дни отметили 30-летие славной победы. В грузинскую столицу прибыли ветераны футбола из многих республик бывшего СССР. Но праздник наполняла неизбывная печаль. Нет в живых архитектора победы Нодара Ахалкаци, проводника его идей на поле – блистательного Давида Кипиани, и автора решающего гола Виталия Дараселия, именем которого в 1981 году называли новорожденных, а уже в наши дни сожгли дом-музей в Очамчирском районе Абхазии. Ушел несколько лет назад и Котэ Махарадзе, чей голос был неотделим от грузинского футбола. По другим причинам не были замечены на торжественном вечере еще несколько человек легендарной команды, и в их числе Владимир Гуцаев, забивший столь нужный, вселивший надежду на победу первый гол┘ А мне вспомнился тот самый разговор с Махарадзе незадолго до его кончины. «Это как указующий свыше перст: первый гол забил Вова – осетин, а второй Виталий – уроженец Абхазии!» – Котэ Иванович мучительно переживал разразившиеся в Грузии братоубийственные трагедии...