Дыхательная гимнастика – распространенное средство профилактики недугов и борьбы с ними.
Фото Reuters
Сегодня во Вьетнаме нет проблем с медикаментами. В ханойских аптеках можно купить все что угодно. Это знают и российские туристы, штурмующие аптечные ряды и закупающие «про запас и по дешевке» редкие снадобья, каких не сыщешь днем с огнем в Москве.
Вьетнамцы в большинстве своем предпочитают иметь дело с традиционной народной медициной, доказавшей свою надежность еще в те времена, когда Азиатский континент вообще не знал врачующей химии. В каждом жилище рядом с семейным алтарем вы найдете «домашнюю аптеку».
«Чрево Ханоя» – его старая часть – считается одной из главных достопримечательностей столицы. От Шелковой улицы разбегаются в стороны узкие проулки, носящие названия различных ремесел, которыми прославились местные мастера: Бамбуковая, Оловянная, Гребешковая, Бондарная, Кузнечная, Плетеная┘ Есть среди этих улочек одна, название которой тоже носит цеховой признак и свидетельствует о «профориентации» ее обитателей. Улица Лан Онга.
Старики говорят, что здесь ютятся прямые наследники великого медика, жившего более двухсот лет назад и оставившего после себя уникальные рецепты, которыми пользуются по сей день. Только попадаешь на Лан Онга, сразу улавливаешь, вот уж и впрямь, чарующий аромат сушеных трав и растений, выставленных в лавках. Трудно сказать, сколько видов местной флоры собрано здесь. Из 13 тысяч различных растений, имеющихся во Вьетнаме, используется около 1500.
Каждый лавочник – прирожденный аптекарь. На глаз, с помощью мер и разновесов он смешивает коренья, стебли, обломки коры и советует, как принимать. Засушенные ящерицы, гекконы, змеиные головы, хвосты, кости экзотических животных – все, что упрятано в банках, имеет строгое назначение. Под рукой толстые рукописные дефолианты, испещренные иероглифами. В Ханойском мединституте наряду с латынью изучают и старинную письменность – «тьыном», которой пользовались до 1911 года как летописцы с литераторами, так и фармацевты.
Фармакопея включает широкую гамму лечебных средств растительного и животного происхождения. Фото Reuters |
Медицинская наука долгое время оставалась уделом одиночек или передавалась по наследству от отца к сыну. Само слово «медицина» в средневековом Вьетнаме относилось к разряду запрещенных, а занятие ею – к запрещенным профессиям. Врачей держали за знахарей, а исцелялись посредством домашних снадобий.
Тогда вся государственная система ограничивалась институтом придворных лекарей и сводилась к охране здоровья обитателей «Запретного города», то есть королевского семейства. Система «Тай-и-ти», а позднее «Тай-и-вьен» охватывала узкий круг ученых-медиков, которым запрещалось лечить «подлый люд». Жили они при дворе под строгой охраной. Об этом увлекательно пишет Лан Онг в своей книге «Путешествие в Тханлонг» (старое название Ханоя).
Лан Онг обобщил вековой опыт своих предшественников, открыл новые способы лечения тропических болезней, ему одному удавалось гасить вспышки опасных эпидемий. Он писал: «Мудрость природы – в ее равновесии. На каждый яд есть противоядие, от каждой хвори – лечение». Вьетнамцы с малых лет учатся этому искусству. Каждый знает, что толченые корни санзея – отличное средство от простуды и отравления. Настой из побегов молодого бамбука хорошо сбивает температуру, эффективен при воспалениях. Мята помогает при головных болях, снимает спазмы, останавливает кровотечение из носа. Корица лечит опухоли, ушибы. Сушеные волокна кукурузы помогают от желтухи, при отечности ног, повышенном давлении, вымывают камни их почек. Семена лотоса, заваренные в чай, укрепляют десны┘
Особая наука – лекарства из костей животных. Позвонки бросают в свежий настой имбиря, вымачивают трое суток, пока раствор не выдохнется. Затем котел ставят на огонь и варят опять же трое суток без перерыва. По мере испарения воду добавляют. Через каждые сутки отвар сливают в отдельные емкости, а из них затем – в котел и варят без добавления воды до тех пор, пока смесь не загустеет. Таким образом получают универсальное средство от ревматизма, простуды и других напастей. Из 10 кг костей должно получиться около 300 г бальзама.
Кабинет врача традиционной медицины не нуждается в сложном оборудовании. Фото Reuters |
Из добытой дичи или зверья все идет в дело. Наиболее сильное средство готовят из желчного пузыря. На первом месте здесь удав, за ним следует медведь, потом тигр, обезьяна, крокодил, олень. Пузырь подвешивают к конусной вытяжке над домашним очагом и коптят месяца три. Густая черная масса – на вес золота. Дозу со спичечную головку растворяют в стакане спирта или крепкого самогона и дают пить больному. Говорят, болезнь как рукой снимает.
«Шао ванг» (известная у нас в России как «Звездочка»), «Ботам» («Внутреннее»), «Кула» (от простуды), «Ко хыонг» («Родная земля»). Эти и другие мази – непременная часть автомобильной аптечки и солдатского индивидуального пакета. По словам директора Ханойского института лекарственных растений Доан Тхи Нью, вьетнамские ботаники имеют широкую программу фундаментальных исследований. Проводится систематизация растений, поиск заменителей, развиваются контакты с учеными Китая, Лаоса, Камбоджи, Таиланда, России.
Культивируются более сотни видов растений из семейства аралиевых, схожих с женьшенем. Приготовленные из них экстракты, стимулирующие обмен веществ, экспортируются во многие страны мира. В ряду аналогов «корня жизни» выше всех находится корень «кюи». Водка на его основе – любимый сувенир иностранцев, покидающих Ханой через аэропорт «Нойбай».
Ханой–Москва