На парижском подиуме: модели от Chanel, John Galliano...
По единодушному мнению критики, Неделя высокой моды в Париже, завершившаяся 27 января, оказалась самой креативной за последние годы. Она даже вселила энтузиазм в тех, кто давно предрекает искусству haute couture скорую гибель. В этом году Синдикат высокой моды пригласил к участию трех молодых французских дизайнеров – Александра Вотье, Максима Симоенса и Жюльена Фурньe. Их коллекции дополнили шоу заслуженных домов моды, которые можно было пересчитать по пальцам.
После окончания Второй мировой в Синдикат входило 106 модных домов, а уже в начале 1990-х таких кутюрье было чуть больше 20. С тех пор многие дома из «золотого фонда» французской моды – Balenciaga, Lanvin, Nina Ricci, Yves Saint Laurent, Balmain – предпочли сконцентрироваться на производстве люксового pret-a-porter, аксессуаров и парфюмерии, приносящих баснословные доходы. По старым правилам высокой моды продолжают играть либо бесспорные гиганты вроде Chanel и Christian Dior, либо преданные фанаты, отстаивающие свой престиж и искусство haute couture.
Незыблемыми правилами «высокого пошива» по-прежнему являются ручная работа в ателье модного дома, ювелирная отделка, использование самых дорогих материалов и самых передовых идей, которые предвосхищают мировые тенденции на несколько лет вперед. Таких дизайнеров в этом году оказалось всего 11, а программа Недели уложилась в три дня.
Заслуженных домов Франции в этом году было всего четыре: Dior, Chanel, Jean Paul Gaultier и Givenchy. Открыл Неделю Джон Гальяно – на показе в Музее Родена он показал классический Dior послевоенных лет. Широкие пояса, аристократические атласные перчатки выше локтя, ткани деграде, четко очерченные бедра и напомаженные букли – все напоминало об эпохе New Look. Сам Гальяно удивил гостей новым образом, представ перед ними с черным каре с челкой, в шинели и брюках с лампасами.
Непотопляемый Карл Лагерфельд приготовил для Chanel «девчачью» коллекцию – нежную, романтичную и воздушную. Она выдержана в пастельных тонах: розовых, голубых, лиловых и белых. Модели Chanel напоминали элегантных девочек-подростков: они дефилировали в лаковых балетках с острыми носами, трапециевидных платьях с низкой талией, полупрозрачных туниках и двубортных пальто. Среди украшений – атласные банты на платьях и пайетки. На голове – волосы, собранные в пучок. Именно так скоро будут выглядеть светские девушки.
...Jean Paul Gaultier и Giorgio Armani. Фото Reuters |
Как всегда, шоу Жана-Поля Готье стало самым ярким и хулиганским моментом Недели. Он остался верен себе и снова соединил несочетаемое – на этот раз панк и французский канкан. Модели с ирокезами вместо причесок и пронумерованными карточками в руках шли в тишине, которая прерывалась только аплодисментами. Записанный голос Катрин Денев по старинке детально комментировал модели: корсеты из черного кружева, неоново-розовый атласный плащ, комбинезон в полоску, колготки в крупную сетку, платье с воланами и т.д. Главная кинодива Франции, кстати, сидела в первом ряду, рядом с Педро Альмодоваром.
Рикардо Тиши обошелся без дефиле, показав коллекцию Givenchy только избранным в особняке на площади Вандом. Безукоризненно выполненные вечерние платья были вдохновлены одновременно японским искусством и скандинавскими викингами. Струящиеся наряды из белого шифона и страусиных перьев, украшенные вышивкой и стразами, вместе со шлемами викингов имели поистине королевский вид. Зрелище целиком напоминало презентацию посмертной коллекции Александра МакКуина в Париже в прошлом году.
Помимо французов в Неделе haute couture приняли участие два итальянских дома – Valentino и Armani, и два ливанских – Elie Saab и Rabih Kayrouz. Дизайнерский дуэт Пьера Паоло Пиччоли и Марии Грации Кьюри для Valentino снова соблюли все традиции дома, но привнесли в коллекцию что-то свое – они завоевали модных критиков невесомыми волнистыми платьями из шифона пастельных и бежевых оттенков. Armani показал футуристическую коллекцию, а Эли Сааб поразил вечерними платьями, как будто созданными для сияния на красной дорожке.
Отдельно стоит сказать о новичках Парижской недели, омолодивших haute couture. Кажется, они поставили себе целью сломать модные и общественные клише и не прогадали. Например, Жюльен Фурнье вывел на подиум исключительно чернокожих моделей, решив покончить с гегемонией белых в моде. Дизайнер уверен, что в скором времени большая часть населения будет метисами, и не понимает, почему сегодня, например, в рекламе парфюма эксплуатируются только белокожие девушки. На его показе чернокожие красотки с африканскими кудрями весело общались друг с другом, заигрывали с публикой и представляли жизнерадостную одежду самых ярких цветов: фуксии, оранжевого, ярко-зеленого, бирюзового.
Интересно, что модные дома создают коллекции haute couture вовсе не ради прибыли, а скорее из желания заявить о себе как о самом качественном, престижном и передовом игроке в иерархии мировой моды. «Высокий пошив» давно перестал быть рентабельным, количество постоянных клиенток haute couture во всем мире не превышает 100 человек. Позволить себе вечернее платье, сделанное на заказ в единственном экземпляре, могут только королевские особы, жены миллиардеров или мировые знаменитости. Даже у молодого дизайнера цены на одежду haute couture начинаются от 15 тыс. евро, а в знаменитом доме моды – от 40 тыс. Свадебное платье стоит от 100 тыс. евро, но если к нему приложил руку дизайнер первой величины, то стоимость сразу увеличивается в несколько раз┘ Такие клиентки, как правило, избегают публичности и не посещают дефиле, предпочитая получать фотоотчеты по почте. Но сколько в мире девушек, которые мечтают хотя бы раз в жизни прикоснуться к роскошному миру haute couture┘