Фото автора
20 января в Калифорнии в городке Коста Меса под Лос-Анджелесом состоялась мировая премьера спектакля «Отражения» (Reflections). Проект организован Центром исполнительских искусств Сегерстрома, Большим театром и Ардани Артистс.
Программа состоит из трех отделений, в которых артисты Большого танцуют вместе со звездами, выступающими в зарубежных труппах, – Полиной Семионовой (Берлин), Марией Кочетковой (Сан-Франциско), Ольгой Малиновской (Таллин).
Я не профессиональный балетный критик, я – любитель балета, который многие годы смотрит огромное количество спектаклей, и не только в России. Я внимательно слежу за исполнителями, их эволюцией, расцветом и, к сожалению, увяданием. За это время у меня выработалось собственное представление о балете.
Поделюсь субъективными впечатлениями. То, что я увидел в Калифорнии, – лучшая демонстрация современного русского балета за последние по крайней мере два десятилетия. Для меня совершенно очевидно, что выросло новое поколение танцоров, которые обогатили традиционную классическую технику советского балета техникой современного танца. Современность, на мой взгляд, проявляется и выражается в интенсивности движения в единицу времени. Это обусловлено необходимостью выражать более сложные, противоречивые и дробные месседжи, характерные для информационной эпохи. Уже нельзя один акт танцевать мысль «я тебя не люблю», второй – «я тебя люблю», а третий – «так не доставайся же ты никому!» Современный язык танца предполагает пластическую мгновенность перемены настроения и чувства. Ведь в жизни именно так.
В этом отношении характерен танец Serenata в исполнении Натальи Осиповой и Ивана Васильева. Балет на музыку Америго Кьерво поставил хореограф Мауро Бигонзетти. Композитор известен тем, что собирает образцы старинной неаполитанской песни. Однажды он услышал уличных музыкантов, превратил их в группу «Неаполитанский азурт» и сделал запись их песни. Под эту запись и выясняют любовно-страстные отношения Наталья Осипова и Иван Васильев.
Показанная эмоция – шедевр, наши звезды – на мировой вершине современного танца. Меня переполняло чувство гордости, что я это вижу живьем. Как когда-то, наверное, кого-то переполняли чувства, вызванные причастностью к творчеству Улановой или Плисецкой. Любя прошлое, надо уметь наслаждаться настоящим!
Третье отделение – 45-минутный балет «Чинкве» (пять – по количеству женщин) на музыку Антонио Вивальди хореографа Мауро Бигонзетти. А пять женщин – Мария Кочеткова, Наталья Осипова, Екатерина Крысанова, Полина Семионова и Екатерина Шипулина.
Пять историй пяти женщин напомнили мне знаменитую картину Гриши Брускина «Фундаментальный лексикон». На сцене, как на полотне, – танец, сотканный из жестов, описывающих повседневные эмоции.
Ах, как разнообразны и хороши девушки! Как отточена их техника и как богата! Как балерины отличаются друг от друга по всем параметрам, включая рост и вес, и как при этом они прекрасны! Поразительная, подвижная, словно гуттаперчевый мальчик, Кочеткова, совершенная Осипова, идеально сложенная Крысанова, классически безупречная Семионова и академичная Шипулина. Я хочу, чтобы Семионова уехала из Берлина и влилась в труппу Большого. Вот будет настоящее усиление театра!
Это лучшие танцовщицы современности. Русский балет вновь бесспорно лучший. Публика аплодирует до умопомрачения, самые чувствительные не стыдятся слез восторга. И я это видел, испытал сильные переживания и очень хочу, чтобы вы увидели этот балет. Он приезжает в рамках премьеры в Москву на четыре дня, начиная с 27 января.
Идите и доставайте билеты, врите, притворяйтесь, лжесвидетельствуйте, прелюбодействуйте, но заполучите заветный лоскуток бумаги, переплачивайте на черном рынке, но обязательно попадите на спектакль! Вы не пожалеете, вы запомните этих звезд, вы будете гордиться тем, что видели их наяву, на сцене Большого театра!
Коста Меса – Москва