При скрупулезном рассмотрении в победе Испании можно выявить изъян.
Фото Reuters
Спустя несколько часов после победы российской заявки на проведение чемпионата мира по футболу по скайпу «возник» хороший приятель Алик. Он из тех, кто раньше «мама-папа» сказал: «гол»┘ Или «мяч» – уже не помню, как его покойная бабушка говорила. «У нас реальный шанс посмотреть на стадионе мундиаль!.. Не, ну представь – сидим на стадионе на финале┘» Во мне верх сразу взяла проза: «Для начала себе представь, сколько билеты на финал стоить будут, а уже потом нас на трибуне». «Ерунда – придумаем что-нибудь!.. Вот представь, финал – Голландия с┘» «Почему Голландия, а не Аргентина?» – оборвал я. «Черт с тобой: Аргентина–Голландия! Главное, чтобы, наконец, все чисто было, чтобы никакого повода ставить победу под сомнение, чтобы даже разговоров о собственном поле не было┘»
Невеселая у нас сложилась картина. В 1930 году Уругвай выиграл домашнее первенство без участия нескольких сильных европейских сборных – далеко и дорого было добираться. Через четыре года перед самым турниром Италия предоставила гражданство нескольким очень сильным латиноамериканцам и с их помощью взяла кубок. В 1938 году незадолго до начала финального матча в судейскую комнату вошел Муссолини, и┘ в общем Италия праздновала успех во второй раз подряд. Как Бразилия проиграла в 1950 году на родной «Маракане» – это, спецы того времени говорят, надо у колдунов спросить. А почему непобедимая Венгрия не справилась с ФРГ на следующем чемпионате – у немецких фармакологов. В 1958 году – с заявками несколько сборных якобы что-то «нахимичили», а в 1962-м – судили плохо, хотя к самим чемпионам – бразильцам – без сослагательности претензий нет. В Англии – судейский произвол, один финальный «цвай-драй» чего стоит! В 1970-м в Мексике – опять неважное в целом судейство. Еще через четыре года – загадка века: что за столбняк в решающем матче напал на великого Кройффа? В 1978 году странная «теннисная» победа Аргентины над Перу. В Испании – австро-немецкий договорняк и проитальянское судейство во второй стадии турнира. В 1986 году – «рука Бога» в четвертьфинале. Через четыре года финал выигрался с выдуманного судьей пенальти. В 1994 году заговор ФИФА – все делалось в угоду уходившему президенту Авеланжу. Потом невероятное отравление Рональдо перед финалом во Франции и, спустя годы, какие-то разговоры о допинге у французов. Дикий чемпионат в Японии–Корее с наглейшим судейским вытягиванием корейцев в полуфинал. Прогерманское судейство в целом и безобразие Матерацци в финале 2006 года.
«И Испания с изъяном┘ Гол-то как был забит – свистнул судья офсайд, которого не было, голландцы кинулись с претензиями, а испанцы – длинный пас и гол┘» – заключил Алик. «Вообще-то до 2018 года еще бразильский чемпионат предстоит», – напомнил я. «Ерунда – там все ясно. Сто баксов тому, кто докажет, что не Бразилия фаворит, еще сто добавлю, если они на «Маракане» опять продуют┘ Пусть чемпионом кто угодно станет, главное, чтобы чисто! Абсолютной честности хочу хотя бы в футболе, пока его деньги совсем не сгубили!» «Чего-чего ты хочешь?..»
Не исключено, что к аргентинской фиесте в 1978 году могла быть причастна хунта Хорхе Виделы. Фото с сайта www.fifa.com |
В начале 80-х играли с Аликом в одной команде, кстати, объективно очень сильной, на студенческом турнире. После пары-другой побед в группе явно нацелились на первое место – страшно гордые собой, разговоры только о собственной крутизне и о том, на кого можем выйти в следующем круге. Один только Алик – наш ведущий игрок – с приближением второго этапа становился озабоченнее и, когда речь заходила о возможных соперниках, нервно реагировал: «Только бы на «физиков» не нарваться». Чем команда университетского физфака, на которую по турнирной сетке мы могли выйти, его так беспокоила, до поры до времени было непонятно – средненькая по результатам, вполне нам по зубам. И вот как-то звонит мне друг с транспортного факультета нашего Политеха: давай, дескать, в воскресенье поиграй за нас – что, мол, паспорт проверять будут?! А выиграем – после матча «поляна». «С кем игра?» – спрашиваю. Отвечает: «С «физиками». Ударили по рукам. В назначенное время приехал на стадион. С кем не был знаком – быстро познакомился, фамилию, под которой должен был сыграть, запомнил. Судья с заявочным листом вдоль нашей скамьи прошелся, фамилии называя, я как ни в чем не бывало на «новую» отозвался, ну и пошли на поле. А там уже «физики» разминаются, и выделяется среди них статью и финтами... Алик. Увидел меня – аж челюсть отвисла! Сам я в том матче не сыграл – неожиданно явился кто-то из транспортного деканата, и меня от греха подальше из команды быстренько убрали. Закончился тот турнир для нас трагически. Из группы мы вышли по закону подлости именно на «физиков», за которых Алик, как выяснилось, играл по 20 рублей (советских) за матч плюс еще 10 в случае победы (чем не профессиональный контракт?!). И хоть был у него уговор с «физиками», что в случае «накладки» будет играть за родную команду, кто-то в перерыве матча заложил. Судья на второй тайм Алика не выпустил, а по ходу вспомнил, что он еще за кого-то играл. Алик божился, что третьей команды не было, но я лично его клятвам не поверил (по «странному» совпадению у него тогда новая бобинная «Астра» появилась) – да и какая разница, две или три команды. «Физиков» мы дожали без него, но результат матча в итоге аннулировали. Обеим командам влепили технические поражения, и кто-то благодаря этому прошел дальше без игры.
«Говоришь, пока деньги футбол не сгубили... абсолютной честности, значит, захотел, ах ты – продажная┘» «Ладно, старик, все не без греха, да ты сам┘» – тут связь прервалась. Наверное, оно к лучшему – не то б договорились. А так, конечно, хорошо бы, если чистота чемпионства 2018 года, да и любого турнира, не вызывала бы впоследствии ни у кого ни малейшего вопроса. Правда, верится в такое с большим трудом.