Мужчины Раджастана удивляют туристов своими усами.
Фото Reuters
Не так много мест в Индии изменилось до неузнаваемости за последние 15 лет, как селение Пушкар в штате Раджастан. Священное для индусов место превратилось в яркий и пестрый базар, где продается все на свете: от религиозной атрибутики и верблюдов до традиционных сувениров и ювелирных изделий.
Каждый год более 300 тыс. паломников собираются в осеннее полнолуние, чтобы совершить омовение в священных водах озера Пушкар. Индийские отшельники и толпы пилигримов приходят сюда на место падения лепестков лотоса, которые уронил со своей руки создатель этого мира Брахма, чтобы справиться с демоном. В месте, где упали три лепестка, по легенде, возникли три озера, что необычно для пустыни. Именно здесь Брахма собрал небесное воинство из 900 тыс. божеств, и с тех пор индусы стали приходить сюда в полнолуние месяца картика (в конце октября – начале ноября). В течение пяти дней индуисты совершают жертвоприношения в храмах на берегах озера Пушкар. По ночам над водами зажигаются тысячи огней. Паломники спускают на озеро мириады глиняных лампад, покоящихся на лодочках из листьев.
┘Сельский автобус отправляется с автовокзала города Аджмер в Пушкар каждые 15–20 минут. Салон заполнен паломницами в красочных одеяниях. Всю дорогу нескончаемый галдеж.
Вместе с толпой паломников отправляемся на осмотр городка, насчитывающего около 20 тыс. жителей. Городские постройки огибают озеро с севера, а на набережной Садар Базар расположились культовые сооружения (храмы и гхаты), большинство ресторанов и несколько гостиниц.
В ноябре на окраине Пушкара возникает целый палаточный городок. Фото Reuters |
В Пушкаре несколько десятков храмов, но большинство из них не такие древние, какими кажутся, и во многие не пускают иностранцев, например, в великолепный Вишну-Мандир. В храме Брахма-Мандир, расположенном по другую сторону набережной, находится четырехглавое изображение Брахмы, здание с трех сторон окружено храмами поменьше. С их плоских крыш открываются прекрасные виды на озеро к востоку и на Савитри-Мандир на вершине близлежащего холма. Прогулку к этому храму лучше совершить вечером, чтобы полюбоваться на заход солнца и насладиться бесподобными видами на город и окрестную пустыню. Гаятри-Мандир, расположенный на холме к востоку от города, наоборот, лучше посетить на рассвете.
Гхаты – ступенчатые спуски для ритуальных омовений, обслуживаются священниками пуджари. Каждый гхат имеет особое имя или памятен каким-нибудь событием в истории, но лишь три неофициально считаются главными. Гхат Вара, спускающийся прямо с рыночной площади, считается местом, где Вишну появился в образе борова, одной из своих девяти реинкарнаций. На западном берегу озера расположен гхат Гay, куда приезжали «смыть грехи» премьер-министры Индии и откуда часть праха Махатмы Ганди и Джавахарлала Неру была погружена в воду озера. И наконец, гхат Брахмы, где бог, по легенде, собрал сонм небожителей.
В Пушкаре священники атакуют туристов предложениями совершить пуджу. Этот ритуал заключается в короткой молитве, в ходе которой жрец бросает в воду лепестки роз, после чего просит пожертвование и повязывает красную нить вокруг запястья «клиента». Бывалые паломники советуют: 50 рупий – вполне достаточная сумма за пуджу. Не стоит пугаться тысячных сумм, которые оставили другие верующие, о чем пуджари сообщают доверчивым туристам, показывая тетрадь с дарственными надписями.
С приближением празднеств сонный Пушкар оживляется необыкновенно – к западу от озера возникает целый палаточный городок для торговцев верблюдами и местными породами скота. Толпы крестьян прибывают в Пушкар, чтобы купить или продать верблюдов, быков, лошадей и продукты питания. Повсюду многоцветное море красных, желтых и оранжевых тюрбанов.
Накануне праздника сооружается амфитеатр для зрителей верблюжьих и ослиных скачек, устанавливаются аттракционы для детей и взрослых. Здесь множество фокусников и кукольные театры, повсюду открыты временные кафе, утоляющие голод и жажду десятков тысяч посетителей. Своеобразная черта ярмарки – карнавальная атмосфера, создаваемая живописным обликом раджастанцев. У многих мужчин головы с устрашающими усами покрыты нарядными тюрбанами, а женщины укутаны в яркие шали. У всех желание немного повеселиться после трудного пахотного сезона на небольшие деньги, вырученные от продажи скота.
Важнейший праздничный ритуал – омовение в водах озера, смывающее грехи. Фото Reuters |
Население штата, раджпуты, убеждены, что они являются наследниками богов. Некоторые кланы раджпутов утверждают, что их происхождение связано с главными героями индийской эпической мифологии. Традиционный уклад жизни практически не менялся в течение трех столетий в тысячах деревень Раджастана. Жители этих мест рано женят детей. Судьбу жены, оставшейся вдовой, у раджпутов еще недавно определяла древняя похоронная традиция – «сати». Богато разодетую в шелковые одежды и увешанную драгоценностями вдову усаживали на верблюда, после чего она одно за другим срывала с себя украшения и бросала их в толпу зрителей. Когда процессия подъезжала к погребальному костру, вдова бросалась в огонь, чтобы умереть вслед за своим мужем.
Другой обряд воинственных раджпутов предписывал массовое самоубийство женщин и детей в случае, если враг мог взять их в плен. С поля боя ожидавшим в нетерпении семьям подавался знак: победа или поражение. Если сражение было проиграно, все женщины клана с детьми входили в помещение, где поддерживался огонь для священных обрядов и «сати», и сами приносили себя в жертву.
┘Празднество в Пушкаре затихает с наступлением пятого дня полнолуния. Племена раджпутов свертывают палатки. Тысячи паломников пестрым потоком возвращаются к своим очагам.