Классика Dior против кричащих моделей последних коллекций итальянских дизайнеров.
Фото Reuters
В начале осени друг за другом проходят Нью-Йоркская, Лондонская и Миланская недели моды, и, пожалуй, самая авторитетная Неделя pret-a-porter началась в Париже. За океаном дизайнеры призывали вернуться к простоте и натуральным тканям и оттенкам, в Великобритании восхищались кожаными куртками и тренчами. Подводить итоги парижского смотра «готового костюма» пока рано, однако уже сейчас понятно, что программа будет чрезвычайно интересной и побьет все рекорды – за девять дней пройдет 91 дефиле. А вот Миланская неделя моды весна/лето-2011 прошла особенно шумно, была богатой на юбилеи, а представленные новинки оказались необычайно пестрыми и жизнерадостными.
Активность модных домов заставила fashion-критиков говорить о том, что индустрия продуктов класса премиум оправилась от шока и вновь стала востребованной. Мол, народ устал от экономии и унылых черных (хоть и практичных и элегантных) вещей, он снова захотел предаваться роскоши и потреблять. Причем кричащие вещи и по возможности в большом количестве. С пессимизмом, свойственным тяжелым временам, покончено, следующим летом прекрасные дамы снова будут женственными и шикарными!
Даже обычно сдержанная и концептуальная Миучча Прада на этот раз решила, что пришло время «смелых, наглых и заметных» девушек. Ее геометрические наряды, сшитые из лоскутов как минимум трех ярких цветов, полосатые сумки и клатчи, огромные яркие платформы и каблуки, кажется, не могут иметь ничего общего с повседневностью. Примеру Prada последовали многие, от Versace до Fendi и Blumarine. Анжела Миссони вдруг окрасила классические зигзаги Missoni в неоновые цвета «вырвиглаз», придав ранее женственным силуэтам остроконечные формы. А обычно и так игривая одежда Moschino стала еще более забавной: горох на блузах стал крупнее, украшения более объемными и кричащими, а принты – еще более деревенскими в своей цветастости.
Роберто Кавалли, отпраздновавший в Милане 40 лет своего дома моды, собрал на своем показе больше всех звезд. Коллекция, которую показывали супермодели, такие как Наталья Водянова и Летиция Каста, инспирирована эстетикой хиппи, только в гламурном понимании. Его дикие амазонки прошлись по подиуму в длинных шелковых платьях тропических расцветок, коже экзотических животных, с многочисленными перьями и бахромой. Перед соблазном флюоресцентных красок не устоял даже самый, казалось бы, минималистичный Раф Симонс из Jil Sander. Одна его модель поразила критиков: на ней одновременно были надеты кислотно-розовая рубашка, широкие ярко-горчичные брюки и объемная грязно-зеленая парка. Кстати, изрядно поднадоевший леопардовый принт не собирается выходить из моды.
Следующей весной модницам следует делать особый акцент на аксессуары. Миучча Прада, например, предлагает сочетать кроссовки на толстенной ярко-голубой платформе с оранжевым клатчем и таким же оранжевым меховым боа, синие огромные портфели – с бело-синими очками и серебряными туфлями с платформой в зелено-черную полоску! Остальные подошли к вопросу чуть менее радикально: все украшения просто очень массивные и яркие, шпильки и танкетки – высокие, обувь и сумки – разноцветные. И всего должно быть очень много.
Кто-то может подумать, что вышеописанная мода граничит с безвкусицей. Во всяком случае, легко представить, как следующим летом девушка, не обладающая чувством меры, так может быстро превратиться в Жанну Агузарову, если не в Леди Гага. Экономический же контекст наводит на другие мысли: мода, без сомнения, входит в число наиболее циничных индустрий. То, что вчера казалось пошлым, некрасивым, старомодным, завтра будет провозглашено трендом. Нет лучше способа подхлестнуть спрос, чем после нескольких лет мрачноватой и минималистской моды предложить яркие, женственные наряды. Цветной гардероб требует намного больше вещей, чем сдержанный и консервативный. Любой стилист знает, что кричащие вещи быстро приедаются, запоминаются, в них невозможно ходить долго и часто, они идут далеко не всем, тогда как однотонные черные, серые или темно-синие легко разнообразить простыми аксессуарами на все случаи жизни.
Трюк с акцентом на аксессуары и вовсе прозрачен. Не секрет, что во времена рецессии аксессуары (сумки, обувь, бижутерия, шарфы) пользуются намного большим спросом, чем одежда премиум-класса. Люди всегда воспринимали аксессуары как элемент престижа, пропуск в мир люксовых брендов и одновременно надежное капиталовложение. Руководители модных домов это прекрасно знают и сегодня целенаправленно расширяют ассортимент сумок, чтобы компенсировать потери в других сегментах.
Тут самое время процитировать слова легендарной Коко Шанель о том, что «мода приходит и уходит, а стиль остается». Уместно вспомнить и другого классика – Кристиана Диора. Недавно в России был издан его «Словарь моды» 1954 года, который на первый взгляд изобилует банальностями. При этом его простые истины об элегантности и умении одеваться вступают в противоречие с современными тенденциями. Например: «Цветное платье выглядит оптимистично и красиво, но быстро надоедает. В одном костюме должно быть не больше двух цветов». Насчет обуви Диор пишет еще категоричнее: «Терпеть не могу экстравагантной обуви всех разновидностей, и, за исключением вечернего выхода, я не рекомендую ярких цветов».
Закончу словами французского кутюрье о разнообразии: «Все женщины мечтают о том, чтобы каждый день выглядеть по-новому, но это требует колоссальных затрат. Лучше иметь небольшой гардероб, но составленный из первоклассных вещей». Не думаю, что перед автором этой фразы стояла задача вывести собственный бренд из кризиса и повысить продажи.