День завершается вечерней медитацией и чтением священной книги Ади Грантх.
Фото автора
Когда простой индиец Нанак отправился в начале XVI века в свое первое путешествие, он был движим богопознанием. Родившись на стыке индуистской и исламской культур, он считал для себя чуждым разделение людей по кастовому признаку, а также полагал необязательными соблюдения многочисленных религиозных предписаний. «Бог не индуист и не мусульманин, и я должен идти по Его пути», – говорил Нанак своим близким. Во время одного из своих путешествий Нанак совершил паломничество в Мекку. До наших дней дошла легенда о том, как, усталый от многомесячного пути, Нанак добрался до исламской святыни и лег там отдохнуть. Совершенно случайно его ноги оказались направленными в сторону Каабы. Один из стражей подбежал к нему и стал громко ругать за то, что тот «направил свои ноги в сторону Бога и дома Его». Нанак попросил стража указать ему место, где Бога нет. Мусульманину пришлось признать, что Бог присутствует везде.
Возвратившись в Индию из своих странствий, Нанак остановился в штате Пенджаб, где и стал проповедовать свое учение. Весьма скоро вокруг него образовалось большое число последователей, которые и образовали первую общину сикхов. В Амритсаре, столице штата Пенджаб, был построен Хармандир Сахиб, или Золотой храм, вокруг которого сегодня существует огромный религиозный комплекс. Золотой храм стал Меккой сикхов, местом, вокруг которого постоянно бурлит жизнь и где ни на минуту не стихают слова молитв.
Освободив своих последователей от поста, воздержания, покаяния и прочих «религиозных наслоений», Нанак хотел сделать сикхизм свободным от каких-либо предписаний. Но на смену одним религиозным требованиям пришли другие. Так, каждый сикх обязан соблюдать правило пяти «К», а именно: постоянно иметь при себе пять предметов: Кара – стальной браслет, Качла – нижнее белье, Кеш – нестриженые волосы под чалмой, Кангха – гребень и Кирпан – кинжал или меч. Сикхи верят, что если каждый будет иметь при себе меч, то все люди будут уважать друг друга, зная, что любая агрессия найдет отпор. Не считая ритуалы и церемонии обязательными, сикхи тем не менее вовсю их используют. Медитации, поклонение священной книге Ади Грантх и ритуальная пища – неотъемлемые части сикхизма. Полнейшего обретения религиозной свободы для людей и освобождения от обрядов в сикхизме так и не получилось.
Приготовление традиционных хлебных лепешек «чапати» на кухне гурдвары. |
Религия сикхов впитала в себя элементы ислама и индуизма. Из ислама пришла идея о Едином Боге, из индуизма – красочные обряды и церемонии. Храм Хармандир Сахиб в Амритсаре очень напоминает исламскую Каабу в Мекке. Интересно, что первый камень храма был заложен не четвертым сикхским Гуру Рам Дасом, во время которого велось строительство, а мусульманским святым-суфием Миан Миром.
Вокруг Золотого храма, окруженного со всех сторон водой, кругами ходят сикхи, останавливаясь для медитаций или священного омовения в пруду. Если мужчины совершают омовение в любой части водоема, то для женщин отведена специальная закрытая купальня. Но это почти единственное разделение по половому признаку в сикхизме. Принимают пищу и совершают богослужения женщины и мужчины вместе. Отношение к женщинам у сикхов особенное, еще Гуру Нанак говорил об уважении мужей к своим женам. В Ади Грантх записаны такие слова Нанака: «От женщины произошел мужчина; внутри женщины он был зачат; с женщиной он обручается и на ней женится; через женщину приходят новые поколения. Когда его жена умирает, он ищет себе другую; с женщиной он связан. Так почему же женщину считают плохой? От нее происходят дети; от женщины рождается новая женщина; без женщины не было бы никого на свете. О, Нанак, только Бог не имеет женщины!»
В Золотом храме, равно как и в любой другой гурдваре – сикхском храме, всегда рады принимать гостей. И не важно, к какой религии или касте принадлежит пришелец. Сикхи считают, что перед Богом все равны. Кухня храма работает круглосуточно, и пища для всех раздается без перерыва. Естественно, сикхи будут рады, если их гость не только поест, но и поможет в приготовлении еды или мойке посуды.
В Хармандир Сахиб тянется большая очередь. Люди ожидают возможности поклониться огромной книге Ади Грантх, чтение которой ведется денно и нощно и транслируется в прямом эфире местного сикхского телеканала. Чтобы попасть в гурдвару, нужно пройти по небольшому мостику, перекинутому через пруд и символизирующему путь, отделяющий грех от праведности. При выходе из Золотого храма услужливый страж с длинным старинным мечом на бедре раздает традиционные лепешки. Рядом разливают «святую» воду для питья, черпая ее из озера неподалеку, где купаются ребятишки и откуда выглядывают своими большими глазами золотые карпы.
На территории храма расположен музей сикхизма. Здесь выставлены старинные экземпляры Ади Грантх, одежды и оружие сикхских гуру и многочисленные картины, изображающие различные подвиги местных святых. На одной из картин показано разрушение Золотого храма индийскими властями в 1984 году, на другой – сикхские мученики, погибшие за веру. Как бы в противовес им, у входа в храмовую гостиницу висят другие портреты – местных воров, пойманных на месте преступления и сфотографированных для «доски позора».
В прудах у храма совершают ритуальные омовения, и отсюда же берут «святую» воду для питья. |
Как и еду, ночлег при храме можно получить бесплатно. Для тех, кто располагает средствами, в Амритсаре построены многочисленные гостиницы – от бюджетных ночлежек до пятизвездочных отелей. Единственное ограничение для приезжих здесь – не распивать спиртные напитки и не курить в периметре трех кварталов от Золотого храма.
Ночью главная гурдвара сикхов освещается мощными прожекторами, от которых, кажется, храм становится еще более золотым. В особые праздничные дни вокруг него собираются десятки тысяч сикхов, а по окончании вечерней медитации и пения стихов из Ади Грантх над храмом вспыхивают огни фейерверка. На это зрелище собираются посмотреть не только сикхи, но и местные индуисты и мусульмане. Все они принимают участие в праздничной трапезе в столовой храма. И в этом нет ничего удивительного, ведь Гуру Нанак, утверждавший, что там, где Бог, нет отдельно ни индуизма, ни ислама, одинаково почитается за святого не только сикхами, но и индуистами и мусульманами штата Пенджаб.