0
3946
Газета Стиль жизни Интернет-версия

04.08.2010 00:00:00

Чистый четверг друзов

Влад Сохин

Об авторе: Влад Сохин - фотограф, путешественник.

Тэги: друзы, путешествие


друзы, путешествие Заглянуть в тот мир, где живут друзы, удается не всякому.
Фото автора

Регион Джебель-Друз на юге Сирии – одно из немногочисленных мест в мире, где проживают друзы – народность, исповедующая свою собственную религию. Из-за того что община друзов, или как они себя сами называют «муахиддун», то есть «единобожники», является одним из самых закрытых религиозных сообществ, не допускающих внутрь людей извне, о них мало что известно посторонним. Руководствуясь практикой «такыя», которая позволяет в случае необходимости отказываться от принадлежности к своей религии, делая мысленные оговорки, друзы в ответ на вопросы о своем вероучении отвечают, что они обычные мусульмане и никакой «религии друзов» не существует. Известны случаи, когда они выдавали себя и за христиан. Разрешая иноверцам посещать свои храмы вне богослужений, они категорически не допускают посторонних на священные собрания. Тем не менее во время одной из поездок в Сирию мне удалось поближе узнать этих загадочных людей.

Приехав в друзскую деревню Канават, я познакомился со скульптором Шукаром, отец которого возглавляет местную религиозную общину. Вместе с Фаиком, сыном Шукара, мы отправились в местный меджлис, или, как его еще называют, хальва – молитвенный дом друзов. Был вечер четверга, который считается священным днем в друзской религии.

Мы с Фаиком зашли в молитвенный дом и присели на полу у входа, успев как раз к началу богослужения. Меджлис очень похож на обычную мечеть, только здесь нет михраба – ниши в стене, указывающей направление на Мекку. Нет и обычных для любой мечети часов с расписанием намаза, потому что друзы в отличие от мусульман молятся лишь один раз в день. Разделенный на мужскую и женскую половины зал был заполнен прихожанами. Совершеннолетние члены общины по четвергам посещают богослужение только в специальном облачении «каляби». У женщин это «аль-танура», черное платье, и «аль-фута» – белый платок, покрывающий голову. Мужчины тоже должны быть в черной одежде и носить «ляфи» – головной убор.

У перегородки из ткани, отделяющей женскую половину от мужской, сидели несколько почтенных старцев, один из них – дед Фаика. Его имя Анис Шукар, но все в деревне называют его шейх Аджуз, то есть «старец». Сидя на коврах, шейх Анис прочитал суру из Корана, затем открыл священную книгу друзов «Рассаиль Аль-Хукма» и начал нараспев читать отдельные отрывки. Другие почтенные мужи, сидящие рядом с ним лицом к прихожанам, читали по памяти, из женской половины тоже слышалось пение.

Писание друзов, по одной из версий, представляет собой «тафсир», то есть толкование Корана, созданное исмаилитским египетским халифом Аль Хакимом (X–XI вв.), по другой версии – собрание его же писем. Именно как «Письма о знании» и переводится с арабского языка название этой книги. В разговорах с иноверцами друзы отрицают сакральный статус «Рассаиль Аль-Хукма» и говорят, что единственной священной книгой для них является Коран. В регионах, где преобладает христианское население, вместо Корана друзы держат в своих хальвах Библию на арабском языке. Так или иначе, доступ к самой «Аль-Хукме» представителям других религий закрыт. Не существует ни одного перевода «Писем о знании» на европейские языки, а читать эту книгу и даже прикасаться к ней могут лишь особо посвященные члены общины – «уккаль».

После двух часов декламации шейх Анис начал произносить проповедь, обводя глазами зал. Вдруг, увидев меня и Фаика, шейх поднялся со своего места и что-то гневно закричал в нашу сторону. Его внук попросил меня покинуть меджлис. Когда мы возвращались назад, Фаик долго извинялся передо мной, говоря, что теперь ему предстоит серьезное объяснение с дедом. Возможно, шейх отлучит его от посещения общины на какое-то время.

– А мне и лучше, – улыбаясь, признался Фаик. – Я не очень-то люблю каждый четверг сюда приходить.


Гробница Аль-Бельхи. Здесь оплакивают прошлое и обретают надежду на будущее.

Затем внук шейха рассказал, что даже не всем друзам позволено посещать богослужения. Любителям алкоголя, табака или карточных игр вход в меджлис запрещен. Если такие люди решаются бросить свои дурные привычки, то должно пройти несколько лет «очищения» их душ и лишь только после этого они смогут вновь быть допущены к богослужебной жизни общины.

На следующий день мы с Фаиком пошли в святое для друзов место – гробницу почитаемого местного праведника Аль-Бельхи. Она расположена недалеко от деревни, и это одно из самых известных мест паломничества друзов Сирии. Фаик рассказывал по дороге, что сюда в праздничные дни приходит много молодежи. Здесь мужчины могут открыто беседовать с девушками и подыскать себе невесту. Именно у гробницы Аль-Бельхи заключается множество браков между жителями деревни Канават. И хотя раньше друзы не признавали межрелигиозные браки, в последнее время для женщин других религий делается исключение. Дети от таких браков считаются друзами, но женщины никогда не смогут стать полноценными членами общины.

– Невозможно принять нашу религию, друзом можно только родиться, – говорит Фаик.

Внутри гробницы, в небольшом помещении, где находится саркофаг над могилой святого, на полу сидели две женщины. Одна из них, склонившись к могиле, что-то причитала плачущим голосом. Осмотрев гробницу, мы направились к Эзизу, преподавателю религии.

Эзиз принял нас с обычным для местных жителей гостеприимством, напоил чаем и согласился ответить на мои вопросы, касающиеся вероучения друзов. Как и другие представители его религии, он утверждал, что друзы – это мусульмане, что их главная священная книга – Коран. Эзиз для пущей убедительности достал с полки экземпляр Корана и продемонстрировал мне. На вопрос, почему тогда в меджлисе кроме Корана читается «Аль-Хукма», Эзиз ответил, что Коран сложен для понимания, а книга друзов доступно и подробно объясняет его содержание. Кроме того, учитель поведал мне, что у друзов не только не принят пятикратный намаз, как у мусульман, но они и не совершают омовений перед намазом, а также отрицают необходимость хаджа – паломничества в Мекку. У друзов нет обязательного закята – но приветствуется добровольная помощь нуждающимся. Им не дозволено иметь более одной жены. Они не постятся в месяц Рамадан, но заменяют воздержание от пищи и воды периодами молчания и медитации. Самым большим отличием религии друзов от традиционного ислама является вера в реинкарнацию – переселение душ. По представлениям друзов душа каждого из членов общины может многократно перерождаться из одного тела в другое до дня Страшного Суда. Друзы отмечают лишь два праздника: шиитский день траура Ашура и общеисламский праздник жертвоприношения Ид-аль-Атха (Курбан-байрам). Вот и все, что мне удалось узнать во время посещения друзской деревни о верованиях ее жителей.

Учение друзов еще ждет своих исследователей. Пока же «муахиддун» остается одной из самых загадочных и малоизученных религиозных доктрин. Однако, не допуская в меджлисы непосвященных, друзы держат двери своих домов открытыми для гостей. А это неплохая возможность для диалога.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2118
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1368
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1016
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1332

Другие новости