Два колеса, а между ними платформа с множеством датчиков и гироскопов. Вполне можно ездить по городу.
Фото Reuters
«Существует иллюзия, что человек творит техносферу, следуя своим прагматическим целям; но иногда он не замечает, что делает это по законам техносферы», – над этим парадоксом уже давно стали задумываться философы. Но проблема эта отнюдь не надумана и представляет не только чисто философский интерес. Да, человек сам строит техносферу (вторую природу), но одновременно сам же и попадает в зависимость от нее┘
В начале 2002 года американский изобретатель Дин Камен представил публике свое изобретение, на которое он положил десять лет жизни, – двухколесный электрический скутер-каталку Segway. Два колеса, расположенные параллельно друг другу, и платформа между ними, нашпигованная датчиками и гироскопами. Эта начинка берет на себя все заботы о сохранении равновесия человека, стоящего на платформе, – технология Dynamic Stabilization проверяет балансировку 100 раз в секунду! Направление движения регулируется легкими наклонами тела вперед-назад, влево-вправо. Скорость, развиваемая этим «самокатом», – до 20 км в час. Вполне прилично для передвижения по городу или┘ по большому офису, например.
Уже к концу 2002 года 32 американских штата приняли законы, регулирующие движение по улицам и тротуарам с помощью Segway. Еще 11 собирались их принять. В остальных семи штатах на электрических каталках можно было передвигаться без ограничений.
На сегодняшний день Segway разрешен к использованию на дорогах Австрии, Франции, Греции, Италии, Венгрии, Португалии, Чехии, а также в 44 штатах США.
Вроде бы можно сказать, что это мы задаем условия существования для созданных нами гаджетов (от англ. – gadget: приспособление, принадлежность, техническая новинка, но также – безделушка, ерунда). Однако достаточно сделать простенькое фантастическое предположение, что гаджеты (и особенно гаджеты, объединенные в сети) – это не объекты нашего управления, а субъекты, обладающие автономной психикой, и реальность перестает быть томной.
Многие наши законодательные нормы создаются фактически как средство принуждения к взаимодействию с гаджетами в рамках сконструированных нами правил. Но все дело как раз в том, что очень редко удается так сконструировать эти правила, чтобы субъекты социума (равно как и технетические субъекты – гаджеты) стали по ним играть. Субъекты обоих типов – люди и гаджеты – каким-то непостижимым образом ускользают из игры по предложенным правилам, проявляя при этом поистине протеистическую текучесть. Гораздо чаще такое переформатирование происходит спонтанно.
«Я почувствовал, что предмет, по сути, наделен страстью или он по крайней мере может иметь собственную жизнь и выходить из состояния пассивности используемой вещи, обретая своеобразную автономию и, не исключено, способность мстить убежденному в своем всесилии субъекту за попытку его порабощения, – отмечал французский философ Жан Бодрийяр. – Мир предметов всегда рассматривался как инертная и немая вселенная, которая находится в нашем распоряжении, поскольку мы ее производим. Но я понял: предметам есть что нам сказать, и они говорят это, покидая сферу их использования».
Картина усложняется, становится трудно предсказуемой еще и потому, что в системе возникают и обратные реакции (feedback): свойства продукта/гаджета определяются пользователями, а не инженерами. В этом смысле в эпизоде с тем же «самокатом» Segway 13 июля 2010 года произошло событие знаковое.
В этот день английская газета The Telegraph сообщила, что 51-летний британец Филлип Коатес стал первым подданным ее величества королевы Великобритании, который был оштрафован за езду на электрическом скутере Segway по пешеходной дорожке. Полицейский, задержавший мужчину, и суд города Барнсли сочли его виновным в нарушении закона, запрещающего передвигаться по тротуару на скутере, в том числе Segway. Заметим, что закон этот в Англии действует с 2006 года. И вот – первая жертва гаджета Segway.
Жертва, впрочем, еще пытается сопротивляться. «Я постоянно пользуюсь им, чтобы добраться до работы и для поездок в Барнсли, – рассказал Коатес в интервью The Telegraph. – Они совершенно безопасны, и я даже позволил своей маме, которой 86 лет, попробовать покататься на нем». Однако в Министерстве транспорта Великобритании настаивают, что данное транспортное средство не столь безопасно для пешеходов, как, например, велосипед┘
Филлип Коатес же настаивает на том, что власти должны переписать закон и разрешить передвигаться на скутере Segway по пешеходным дорожкам. Мало того, оказывается, это же самое еще в 2008 году требовала Либерально-демократическая партия Великобритании, однако консерваторы были категорически против.
Рядовые обыватели, политические партии, правительственные чиновники – все оказались втянутыми в эту историю. Высокотехнологичные электрические самокаты Segway, спровоцировавшие ее, стоят себе в подсобных помещениях и мирно подзаряжаются, ожидая следующих инициатив законодателей. А те, законодатели, по-прежнему уверены, что это они регулируют развитие социума.
Нам же, потребителям, остается только надеяться, что последствия возможной войны за жизненное пространство между Segway и bicycle (велосипедами) не будут слишком разрушительными; что – идеальный сценарий – вообще удастся избежать этой гаджетомахии. С помощью новых гаджетов, конечно же.