0
6820
Газета Стиль жизни Интернет-версия

21.07.2010 00:00:00

Дагестан и его контрасты

Галина Бабич

Об авторе: Галина Ростиславна Бабич - журналист.

Тэги: дагестан, терроризм


дагестан, терроризм Сколько дагестанцев – столько пониманий ислама.

Мои знакомые дагестанцы не хотят ехать в Москву. Говорят, в Москве каждый день террористы, скинхеды или просто хулиганы кого-то убивают. Российская столица представляется им по новостным сводкам очагом криминального безобразия, где мусульман и вовсе не жалуют. И только москвичи знают, что это совсем не так.

Та же история и с Дагестаном. Исламисты, взрывы, спецоперации – классическая нарезка кадров из региона. Мы живем, глядя друг на друга через телевизор, поглощенные взаимными страхами и недопониманием. За границами экрана остаются тысячи мирных людей, со своим горским мировоззрением, привычным бытом и заурядной судьбой.

Дагестан – это огромная республика, сорок два района, большинство из которых высоко в горах. В одном конце республики теракт, а в другом – абрикосы поспевают. В домах – ковры и хинкал, женщины в платках, в полуденный час – пение муэдзина.

У меня была знакомая, которая восклицала: «Знаю я ваш Дагестан! Мужики коньяк пьют, женщины мешки таскают». В такой выведенной наспех формуле, между прочим, большая доля правды. Меня первое время удивляло умение дагестанцев совмещать алкоголь с религиозностью, ведь ислам строг к опьяняющим напиткам. Но в религии есть человеческий фактор, это он восстает против догмы. Когда говорят о мусульманах, имеют в виду все-таки людей. В Дагестане особенно ощутимо, что ислам и мусульмане – разные. Можно сказать, сколько дагестанцев – столько пониманий ислама. Об этом все время забывают, обобщая, интегрируя одно в другое, жонглируя терминологией.

С исламской идеологической разноголосицей я столкнулась уже в Махачкале. «Сам мусульманин, но в Бога не верю», – гордо заявил таксист Магомед. Пока я осмысливала афоризм, Магомед объяснял простые правила жизни: пристегиваться не принято – в горах не успеешь выпрыгнуть; стекла тонируют – чтобы на твоих женщин не глазели; в попутки лучше не садиться – если пропадешь, от официального такси хотя бы номер останется.

Возле светофора он притормаживает: тут расстреляли его друга-милиционера, видео с расстрелом присылали на телефоны. «Мне тоже это видео пришло», – и выругался. Мест, где взорвали, убили, расстреляли, в Махачкале много. Магомед возмущается: «Разве ислам такой?» И вообще, мол, верить надо в душе, а не забивать голову мифами. И пример приводит: «Типа один мужик ел свинину, потом умер, а когда его раскопали, у него вместо головы было свиное рыло. И я после этого должен в ислам поверить?!»

Дагестанцы действительно питают слабость ко всякого рода сверхъестественным историям. Говорят, однажды в Центральную мечеть Махачкалы пришли тысячи людей, чтобы посмотреть на «девочку, растоптавшую страницы Корана и за это превратившуюся в крысу» – какой-то шутник объявил, что ее покажут после проповеди. Каждый месяц то там, то тут «рождаются» коровы, котята или дети с арабской вязью на боку или в глазу, напоминающей лигатуру слова «Аллах».

Но это все не от «недалекости», а скорее, от своеобразной, витиеватой тяги к непознанному. Здесь верят в чудо так же, как верят в светлое будущее с новым президентом и в необходимость гражданской инициативы.

В Дагестане есть гражданское общество. Это когда заходишь в магазин – а в тебе сразу замечают «неместного». Все друг друга знают, или не знают, но угадывают. И такое единомыслие, с одной стороны, сплачивает, с другой – выдавливает «слишком других» на обочину. Если дело касается манеры повязывать платок или длины бороды, это можно пережить. Но совсем другое – внутренние убеждения человека, его понимание Бога. Унифицировать эту часть жизни нельзя; а ведь кому-то очень хочется. Очень большой соблазн считать идеальным общество, где все живут, думают и чувствуют одинаково.


Чтобы найти дверцу в души местных жителей, надо быть «своим».
Фото Елены Демидовой

Хотя официально 90% жителей Дагестана – мусульмане, вера у всех разная, от суфизма до салафизма, от атеизма до фанатизма. Дагестанская молодежь противоречива: толпы подростков при виде девушки в хиджабе кричат «Аллах акбар» и тут же бренчат на гитаре что-нибудь блатное; парни в зеленых тюбетейках спешат на молитву в мечеть, а молодой бизнесмен в это время бросает «Лексус» посреди дороги и идет в ресторан танцевать с гостями лезгинку. Те, кто постарше, сдержанно умерены, познают религию интеллектом и критикуют эмоциональный подход исламских лидеров республики к распространению ислама.

В кулуарных беседах коллеги-журналисты с грустью и равнодушием признают бессилие духовенства. Говорят «Духовное управление» – подразумевают суфизм. Претендующий на звание традиционной формы местной религии суфизм все настойчивее придает дагестанскому исламу характер однопартийной системы. И хотя политика и духовность очевидно разделены, духовенство все-таки пытается приобщить к себе власть, а та, в свою очередь, иногда не прочь пиариться на чувствах верующих.

Противостояние «традиционного мюридизма» и «нейтрального мусульманства» понятно не сразу, завуалировано, скрыто под сотней условностей, мелочей, знаков. Залетного мусульманина местные сторонники традиций непременно проверят на «суфийстскость»: намекнут на село Чиркей – родину самого влиятельного дагестанского наставника-устаза, упомянут какой-нибудь зиярат – место захоронения знаменитого шейха. Человек альтернативных взглядов легко узнаваем по равнодушию к теме, он рискует тут же получить ярлык «без пяти минут ваххабита».

Хотя сам суфийский тарикат – многолик и разнообразен. Один мюрид мне сказал: «Мы – счастливые люди, потому что нам не надо думать. За нас все продумает и решит наш устаз». Другой мюрид возразил: «Ислам – религия для размышляющих, мы искореняем свои пороки, совершенствуем нрав». Быть «просто мусульманином» здесь практически невозможно. О том, как человек читает намаз и каким исламским ученым следует в вопросах вероубеждения, прямо не спросят, но каждый считает себя обязанным все-таки задать направление чужому духовному поиску, пытается уровнять человеческое восприятие Бога, искусственно сжать его до общего знаменателя.

За последние годы ислам в Дагестане вырос, окреп, а в некоторых районах буквально заматерел. Вместе с ним выросло поколение суфийских мюридов и параллельное поколение адептов «чистого ислама», а дагестанские женщины начали бояться за своих сыновей и дочерей. Не наркотиков, не алкоголя, не дурного влияния улицы. Они боятся, что ребенок, напичканный случайной ядовитой идеологической смесью, пойдет убивать невинных людей.

Чтобы обезопасить детей, кто-то отдает их учиться в медресе, кто-то – работать в милицию, иногда и то, и другое. И постоянно следят: с кем общается, что думает, как понимает ислам. А в исламе можно найти все: и протест, и подчинение; и свободу, и запрет; и любовь, и ненависть. При большом желании в исламе можно найти и то, чего в нем вовсе нет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1100
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2917
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2040
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1622

Другие новости