Одиночество в чуждом окружении можно преодолеть с помощью глобальных коммуникаций.
Фото Reuters
Новости о новой социальной сети Madina.com распространились в Интернете несколько недель назад. Ее сразу назвали «мировым ответом Facebook, сочетающим его коммуникативные возможности с соответствием исламским ценностям. Создатель сети, канадец индийского происхождения Мустафа Патель одним из первых завел свой личный профиль и оставил в нем записи: «В новой сети не будет ничего, оскорбляющего чувства мусульман». По замыслу, Madina призвана стать виртуальным мусульманским «городом», неким духовным центром ислама, как когда-то Медина стала местом переселения Мухаммада и основания мусульманской уммы.
Механизм притяжения социальных сетей уже много лет работает безотказно. Мы заводим бесконечные аккаунты, ведем записи в блогах и беседы в чатах. Для чего? Как правило, для поиска новых отношений, личных, дружественных или деловых, общения с единомышленниками или оппонентами. Как это происходит в мусульманской сети, несложно посмотреть самостоятельно. Две-три минуты на регистрацию – и вы в виртуальном мусульманском мире.
«Ваше имя? Возраст? Пол?» Указывая пол, вы автоматически помещаетесь в категорию «Сестры» или «Братья». От этого зависят ваши будущие возможности: «сестры» и «братья» не могут добавлять друг друга в друзья, и при желании можно оградить себя от общения с противоположным полом и участвовать в обсуждениях только своей (женской или мужской) части сети.
«Вы рождены мусульманином или обратились в ислам?» Вопрос частый, но для собеседников не принципиальный: по их словам, обращенные нередко становятся даже более религиозными, чем те, кто вырос в исламской традиции. «Город» полон жизненных историй обращения. Так, одним из спонсоров и самых активных участников сети является бывший солдат американской армии, недавно принявший ислам.
В целом настройки Madina повторяют возможности Facebook. Те же анкеты, место для фото, видео и блогов. Но есть и мусульманская специфика. Например, в личных данных можно указать не только любимые группы и книги, но и авторитетных для вас исламских ученых, а также степень владения Кораном и его толкованиями, знакомство с жизнеописаниями Пророка Мухаммада.
Войдя в мусульманское интернет-пространство, задаем участникам главный вопрос: чем оно выгодно отличается от остальных и что правоверные не принимают в других социальных сетях? Ответы разные. Одни говорят, что не приемлют непозволительное с точки зрения ислама содержание Facebook и других сетей, а в Madina им видится «безопасное место для знакомств, общения и обучения». Другие чувствуют себя в сети намного более свободными в поиске советов и обмене мнениями. Мустафа Патель в первую очередь говорит о стремлении нового ресурса «объединить мусульман всего мира в духе братства, чтобы изменить умму и все человечество к лучшему». Призывов к обмену знаниями здесь более чем достаточно, а резких выпадов против мусульман, привычных для открытых сайтов, не встречается вовсе. Возможно, дело в хорошей модерации или недостаточной пока известности сайта.
Особенно интересен вопрос: как знакомятся и общаются в этой сети? Здесь нет призывных аватарок и пляжных фотоальбомов. Даже попытки познакомиться с понравившимся виртуальным собеседником противоположного пола не выйдут за рамки разговора об исламе и мусульманских способах решения житейских проблем. Тем самым Madina может дать довольно полную картину вопросов, волнующих исламскую интернет-аудиторию. Среди стандартного набора вопросов по вероучению и исламской практике, политических тем о терроризме, пакистанском вопросе и свободе слова в СМИ можно, например, узнать, не запрещено ли устраивать вечеринки по случаю дня рождения и как новообращенному выбрать себе супругу. Ответы чаще всего сопровождаются ссылками на Коран и мнениями авторитетных ученых.
О потребности создания интернет-контента, соответствующего исламским ценностям, говорили давно. Мусульманские сайты стали исчисляться тысячами. Реакция же на социальные сети всегда была неоднозначна. Например, недавно один из влиятельных духовных лидеров Египта выпустил фетву, заявляющую, что все мусульмане, пользующиеся социальными сетями, совершают грех, главным образом потому, что подобные интернет-сайты способствуют распространению супружеской неверности.
Madina предлагает мусульманам свой уголок в виртуальном мире. |
О Madina заговорили только сейчас, однако сеть появилась еще прошлой осенью в Канаде, и тогда круг ее пользователей был весьма неширок. Распространению новой сети способствовал временный запрет сайтов Facebook в Пакистане и Бангладеш. Ресурс стремительно растет, и за две недели число участников почти удвоилось – сейчас на сайте 15 тыс. зарегистрированных пользователей и почти 60 тыс. тех, кто отслеживает обновления новой сети. Возможно, наполнения Madina пока недостаточно для привлечения миллионов пользователей других сетей, и это вопрос времени. Или это наполнение, ограниченное рамками внутрирелигиозного общения, пока не привлекает тех мусульман, которые привыкли к более просторным «светским» социальным сетям.
Как новый ресурс примут мусульмане России, пока сказать сложно. Сейчас в Madina не более трех сотен россиян. Маловероятно, что она окажется способна потеснить другие социальные сети Рунета. Однако, как оказалось, российские внутриполитические вопросы волнуют не только самих россиян. Так, группу, посвященную независимости Чечни, возглавляет девушка из США.
В основе любой социальной сети лежит общая идея, «площадка», которая объединяет ее участников. В случае Madina.com такой основой стала религия. Тем самым вопрос онлайн-общения становится более сложным. Любая социальная сеть, с одной стороны, раздвигает границы общения, но с другой – стремится создать собственное пространство, отличное от остальных. Многие видят в Madina очередную попытку мусульман обособиться и противопоставить себя миру. Ведь кроме своей социальной сети планируется создание мусульманской «Википедии» с информацией, проверенной исламскими специалистами. Кроме того, Интернет, являясь местом для тесного взаимодействия, нередко становится реальной социальной силой. В каком виде будут существовать виртуальные сети отдельных религий и как они будут использованы ее участниками и противниками, сейчас можно только догадываться.