Алчные западноевропейцы готовы были вывезти с Родоса даже башню рыцарей-крестоносцев.
Каникулы на Родосе начались с того, что пришлось искать шорты – старые, лично уложенные в Москве в чемодан, по прибытии на остров куда-то исчезли. Именно искать, потому что стоило подойти к выходящим на тротуары вешалкам магазинов с шортами и бермудами, как невидимая рука выводила на бирках несусветные цены. Продавцы соглашались, что дорого, и объясняли – new model. Поиски old model завели в какой-то закоулок, где вешалки магазина точь-в-точь, как околопляжные, стремились перегородить улочку. Продавец, он же хозяин магазинчика, – седой грек с длинной косичкой, узнав об объекте поиска, был лаконичен: «Relax┘» Нырнул в недра своего заведения и вынес дешевую старую модель шорт, ничем, по-моему, не отличавшуюся от новых. Узнав, что я из России, задумчиво произнес: «Бывал в 70-х. Новороссийск. Высший класс. Один день мой корабль там стоял. Суперкласс», – и на прощание добавил: «Заходи, если что понадобится. У меня есть все, кроме Колосса».
Над сгинувшим седьмым чудом света Колоссом Родосским сами родосцы посмеиваются. В самом деле, куда делась согласно манускриптам 40-метровая статуя Гелиоса, еще до нашей эры возвышавшаяся над входом в местный порт, непонятно. Стояло якобы гигантское изваяние, пока его землетрясением не опрокинуло. Долго провалялось, а потом┘ исчезло. Вроде некий араб-богатей его купил и по частям куда-то вывез. Но если так, то почему все окрестности изрыли, включая морское дно, в поисках Колосса? И сейчас то и дело кидаются искать, при том что до охватившего Грецию кризиса были выделены деньги на возведение еще более гигантского Бога Солнца. «Не было его никогда. Миф. Пустое дело Колосса искать», – уверенно сказал через пару дней Фотис, хозяин того самого магазина, и добавил: «Здесь вообще нечего искать – все вывезено, ничего нет».
С Родоса действительно все мало-мальски ценное, что было найдено, увезено. В 50-х годах у бедной Греции разрешение на раскопки на острове испросили датские археологи. Что нашли – вывезли подчистую. Даже уцелевшие куски колонн храма Афины в Линдосе – деревушке около одноименной с островом его столицы. Увезли б, наверное, и залив, в котором апостол Павел прятался, или крепость крестоносцев с величественным замком Великих Магистров из старого Родоса, если бы смогли. А так у стен крепости в 1960 году сняли классный фильм «Пушки острова Наваррон» с Дэвидом Найвеном и влюбленными в Родос Грегори Пеком и Энтони Куинном. «Не верь всему, что говорят. Фильм снимали не здесь, а на Сими, – сказал в очередное мое посещение магазина Фотис. – Это соседний островок. Там тоже крепость есть. Маленькая». Потом добавил: «Куинн здесь часто бывал. Ему правительство землю подарило. Он радовался как ребенок – я сам видел. Но недолго – «полковники» подарок национализировали».
К хунте отношение двойственное. Ее ругают, но при этом не забывают, что именно военные жестким правлением вытянули Грецию из беспросветной нищеты и при них не было государственного долга. Не то что сейчас, когда непонятно, куда уплывают многомиллионные кредиты ЕС, страна погружается в долговой омут, а народ беднеет и начинает бунтовать. Впрочем, когда в Афинах воцарилось буйство, размеренная жизнь Родоса ничем не нарушилась.
«Туристический сезон – полгода, другие полгода спим и проедаем, что сейчас заработали. Закрыть магазины и кафе и против себя бунтовать?!» – поведал о жизни островитян Фотис, укладывая в бумажный пакет фрукты. А напоследок неопределенно добавил: «Но эти-то, эти – что ты! Никакие бунты не помешают им луну с небес к себе в дом утащить, будь их воля!»
Вечно спешивший по каким-то делам черный пес любил понежиться в море. Фото Виктории Панфиловой |
Дэвид Гилмор, рассказывая о великом альбоме The Dark Side Of The Moon, сказал, что, побывав в Линдосе, нельзя было такое не придумать, или иначе: не пожив в Линдосе, такое невозможно было бы создать. Уже не вспомнить. Так вот – пожил в Родосе, сутки провел в Линдосе, но луны не увидел. По ночам ежечасно выходил на балкон, чтоб ощутить, что же так Pink Floyd вдохновило? Без толку. Не было луны. Выслушав «грянувшую беду», Фотис сказал: «Oh! Pink Floyd... Dark Side... Мой друг, глубоко постичь это всегда помогает «Рецина». One bottle?» Я подумал и ответил: «OK. But the big one please». – «В Новороссийске я с товарищем выпил большую бутылку водки. Помню до сих пор┘ Вообще-то вы русские много пьете», – сказал Фотис, отрываясь от стула за «Рециной». «Вообще-то я не русский, – сообщил я, принимая двухлитровую бутыль. – Эрмени фром Раша». Он посмотрел поверх очков: «Мы – греки и армяне – давние союзники». «Да, – согласился я. – В Византии бывали императоры армяне». «Редко, – уточнил Фотис. – Но когда на собраниях появлялся армянский царь, то кесарь его в отличие от других правителей приветствовал стоя, в знак особого благоволения... Как ты луну намерен искать?» – «Раз нет на небе, попробую в море: Ли Бо искал ее в реке, ну а я – в море». – «Выбор у тебя есть: справа – Средиземное, слева – Эгейское», – сказал Фотис и добавил: «Но Ли Бо, кажется, плохо кончил». – «Он пил рисовую водку, а у меня – легкая «Рецина». Фотис поднял вверх большой палец и, выпятив нижнюю губу, одобрительно закивал.
Не помогло. Не было луны ни в ясном ночном небе, ни в затуманившемся предрассветном, ни в спокойном изумрудном Средиземном море, ни в бурном сине-фиолетовом памяти отца могучего Тесея. Вообще ничего не было. Только волны и черный пес, все дни моего пребывания на острове постоянно куда-то спешивший. Он прерывал деловую беготню вдоль берега лишь для того, чтобы смочить лапы и брюхо в одном из двух морей, омывающих Родос. В то раннее утро после традиционной водной процедуры пес уныло посмотрел на меня и негромко взвыл.
«Надо было не у Гилмора спрашивать, а у Уотерса – он три четверти композиций «Луны» сочинил. Откуда Гилмору знать, что и как?» – предположил Фотис, а потом, заговорщически подмигнув, добавил: «Вообще-то луна – она вся темная. У нее нет отдельно темной стороны». Я хотел что-то ответить, но вдруг стало лень. И только уже в Москве сообразил, что седой грек повторил последние слова гениального альбома, навеянного на Pink Floyd пленительным Родосом.