0
2655
Газета Стиль жизни Интернет-версия

14.05.2010 00:00:00

Увидеть Париж и жить

Владимир Сотников

Об авторе: Владимир Сотников - писатель.

Тэги: париж


париж Парижские улицы, дома, крыши с трубами, как у какого-то странного музыкального инструмента, – все это ясно, промыто, весенне.
Фото автора

Все, что открывалось во мне в Париже, было, конечно же, и раньше. Я не стал другим. Но этот город заставлял испытывать странное, откуда-то из детства прилетевшее ощущение: надо быть лучше. Все, что дано тебе природой, должно стать чище и яснее – для этого и живешь.

В Париже я сильно и страстно полюбил жизнь.

Не то чтобы я не любил ее раньше┘ Любил. Но тут был тот взрыв влюбленности, когда чувствуешь всю свою душу – какая она большая и живая. Невыразимая и жаждущая выразиться.

На новом месте человеку свойственно делать над собой усилие наблюдения, соединяя свои чувства и видимую картинку. Но в Париже я не ощущал этого усилия. Мои чувства и были взглядом, слухом, обонянием. Стены домов становились моей кожей, и шершавые стволы каштанов в Люксембургском саду были моими руками. Я растворялся в этом городе, становился его частью, но не замирал при этом, а оживал еще больше. Весна помогала, весна. Парижская весна нежна, медленна, она часть не года, а города, кажется, она здесь всегда, окружает тебя и отзывается в тебе внутренним эхом.

Это постоянство парижской весны ощущаешь, когда смотришь на город сверху – с Эйфелевой башни, с Монмартра, со смотровой площадки старого универмага «Прентамп» возле Гранд-опера. Парижские улицы, дома, крыши с трубами, как у какого-то странного музыкального инструмента, – все это ясно, промыто, весенне. И при этом постоянное ожидание преображения: закрываешь глаза, а когда смотришь потом опять, то ожидаешь, что город преобразится. И это происходит – каждую минуту ловишь новое чувство своей связи с Парижем.

В отличие от Москвы Париж принимает сразу, без остатка, как будто ты жил здесь всю жизнь и наконец вернулся после долгой разлуки. Я почувствовал себя здесь своим. Признаться, это даже льстило – я понимал, что так здесь может себя чувствовать только человек, привыкший относиться к миру художественно. Париж выявляет в человеке художественность и за это позволяет ему полюбить себя сразу, с первого мгновения. А может и не позволить. Я вспомнил одного маститого советского писателя, который побывал здесь в 70-е годы. Париж ему не понравился. «Удивительно грязный город», – было его впечатление.

Я благодарен Парижу, что он позволил мне полюбить его сразу. Этот город будет притягивать всю жизнь, манить, ждать моей с ним очередной встречи.

Чехов вот писал, что если человек видел Индийский океан, то ему будет что вспомнить ночью во время бессонницы. Париж весь состоит из таких мест, спасающих от бессонницы. И классический, но нисколько не банальный вид Нотр-Дам с моста через Сену, и незаметный переулок направо от бульвара Итальянцев – всегда поворачиваешь голову, чтобы увидеть в нем, вдалеке и вверху на фоне яркого сине-фиолетового неба белую голову Сакре-Кер.

И звуки раннего парижского утра всегда вспомнятся, если одиноко и тоскливо станет на душе. Когда вспомнишь, как рано утром шел по улицам, и эхо бегало по стенам, как в лесу по деревьям, и ты слышал звук своих шагов, летевший тебе навстречу от стен Парижа, – тогда и поймешь, что ты не одинок и не до уныния тебе.

Кстати, это эхо особенно удивительно – город городов, квинтэссенция города, а постоянное ощущение, что ты в живой природе.

Однажды таким ранним утром я наблюдал на почти безлюдном тротуаре бульвара Капуцинок чернокожего парижанина – чечеточника. Перед ним не было шляпы для сбора денег, да и прохожих было мало – он бил степ для души и для Парижа. И для меня, как оказалось. Вот это было настроение!

Этот город не терпит фальши – пошлости здесь места нет. Он наполнен вкусом, потому что видел много великих людей с их фантазиями, необъяснимостями, странностями и умел ценить их подлинность. Что соотносилось, сживалось с Парижем – становилось значительным. Здесь невозможно негармонично соединить слова – останется пустой лист, невозможно написать бездарную картину – останется пустой холст, придумать бездушную мелодию – останется молчание. Все, что засияло на промывочном лотке Парижа, – золото искусства. Видимо, поэтому всегда и стремились сюда художники – на проверку по высшему счету. И если холст действительно не пустой, то Париж его примет – как Шагала при жизни или как Сутина после смерти. Может, поэтому и не торопятся парижские прохожие посмеяться над сувенирными пепельницами, которые вырезают из пивных банок бомжи? А может, это просто привычка уважать любые творческие проявления личности.

Вообще парижские бомжи – как моллюски, каждый в своем мире и не претендует на мир внешний. Потому они и не мешают взгляду, будто вписались в тротуарную жизнь, став ее небольшой неподвижной частью. Было бы их жалко, если бы им было плохо. Но почему-то кажется, что им не плохо. И не останавливается на них взгляд, тем более что понимаешь: пялиться на них неприлично.

А вот на обычных парижанах взгляд останавливается – невольно. Красивые лица. И не гламурной красотой, а тем же стилем, которым пронизано все – и одежда, и, наверное, душа, и мысли. Некоторые из них, поймав мой взгляд, кажется, искренне жалеют меня за то, что я не парижанин. У меня просыпается собственная гордость, но сразу успокаивается: она здесь неуместна.

Когда-то я удивлялся, узнав, что Хемингуэй писал свои произведения в парижских кафе. Сейчас понимаю. Париж весь – для творчества. Просыпаешься в мансарде, смотришь на крыши с музыкальными трубами, спускаешься на Большие Бульвары, сидишь в кафе, гуляешь в саду Тюильри – везде находишься в одной и той же огромной мастерской.

О самом Париже написано и сказано, пожалуй, больше, чем о любом другом городе мира. Но что бы я ни читал, всегда замечал: каждый автор, парижанин или иностранец, чувствует невозможность сказать об этом городе исчерпывающе. Или хотя бы приблизиться к этому. Может быть, такое ощущение возникает потому, что Париж в принципе неисчерпаем и за чувствами к нему не угнаться. Или, наоборот, – их не остановить.

Обычно в местах, которые полюбил особенно, боишься последнего дня перед разлукой. Как проститься, как оборвать последнее живое чувство связи? Здесь этого страха нет. Потому что чувствуешь: Парижа в тебе хватит надолго. Ты так переполнен им, что жизнь в любом другом месте будет пронизана его стилем, чувством, содержанием. Париж одинаково предназначен для воспоминания и для будущего.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Ольга Соловьева

Чиновники не хотят привлекать частный бизнес для проведения переписей населения

0
664
Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Иван Родин

Иностранных консулов будут пускать к согражданам только два раза в месяц

0
565
Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Дарья Гармоненко

Борьба за возвращение городу на Волге предыдущего имени происходит волнами

0
485
Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Екатерина Трифонова

К извещению участников уголовного дела подходить формально нельзя, к замене адвоката – можно

0
637

Другие новости