0
6051
Газета Стиль жизни Интернет-версия

22.04.2010 00:00:00

Собачий нюх

Дарья Данилова

Об авторе: Дарья Николаевна Данилова - прозаик, переводчик.

Тэги: литература, собака


литература, собака Стремление командовать заложено в человеческой природе.
Н.Н.Бунин. Офицер с собакой (В интерьере). 1886. Донецкий областной художественный музей

«Ты пишешь про кошку Мартына, но – брр! – я боюсь кошек. Собак же уважаю и ценю. Вот заведи-ка собаку!» – советовал Антон Чехов Ольге Книппер. Через некоторое время она задумала привезти ему в Ялту таксу по имени Шнапс. Чехов отвечал ей: «Когда у нас узнали, что ты привезешь такса, то все очень обрадовались. Собака очень нужна». Кстати, и сама Ольга часто подписывалась в письмах к Антону Павловичу «Твоя собака».

Любимой породой Чехова была такса. В его любви к ним чувствуется нрав сатирика. Ведь такса – пародия на собаку, хотя и добрая, и забавная. Первых двух его такс звали по-врачебному: Бром и Хина. К слову, такса Набокова Бокс-второй была родственницей этим чеховским таксам, жившим некогда в Мелихове. С Боксом-вторым Набоков гулял по улицам Праги, нарядив его в специальное драповое пальтецо, но в романах он собак почти не описывал в отличие от Чехова. Всем известная Каштанка (помесь все той же «таксы с дворняжкой») – полноправный литературный герой. А еще в ней есть что-то от идеальной женщины. Ведь она пренебрегла карьерой актрисы ради своей нищей, но законной, изначально определенной судьбой жизни. Каштанка – воплощенная верность, а собака-«совесть» комично описана в рассказе Зощенко «Собачий нюх»: «И вот подходит вдруг собака к агенту и хвостом виляет. Побледнел агент, упал перед собакой.

– Кусайте, – говорит, – меня, гражданка. Я, говорит, на ваш собачий харч три червонца получаю, а два себе беру...» В другом своем рассказе («Коварство») Зощенко признается: «И только, я говорю, мы, сатирики, вроде как бы и не люди, а собаки. Нет, вообще-то говоря, если подумать глубже, профессия эта тоже нужная и полезная в общественном смысле. Она одергивает дураков и предостерегает умных от их глупых поступков».

Несколько иной подход к братьям нашим меньшим у писателей-охотников. Они в собаке ценят прежде всего соратника и даже сотворца, ведь охота издревле была не только потехой, но почти сакральным действом, не лишенным эстетики и первобытного смысла. Многие классики в охотничьих сценах как будто пытаются нащупать эту былую связь человека с природой и потому поэтизируют это, казалось бы, не самое доброе занятие, а своих охотничьих собак наделяют почти людской душой. Достаточно вспомнить рассказ Пришвина «Первая стойка», трогательное странничество Белого Бима, собаку Ласку из «Анны Карениной»: «Ну, так если он хочет этого, я сделаю, но я за себя уже не отвечаю теперь», – подумала она и со всех ног рванулась вперед между кочек. Она уже не чуяла теперь и только видела и слышала, ничего не понимая». В охоте, как и писательстве, важны чутье, настрой и сосредоточенность. Расстроить охоту так же легко, как спугнуть вдохновение. А напасть на след – все равно что (добавьте любую писательскую проблему: найти тему, почувствовать героя, поймать ритм текста). Не зря ведь говорят, что слово бывает «метким». Одним словом, собака охотника – это интуиция писателя. Между тем профессиональных собачников, как и всяких дельцов, писатели обыкновенно не жалуют. Увлеченными собачниками были, к примеру, неприятнейший помещик Троекуров в «Дубровском» и гоголевский Ноздрев, разводящий «всяких собак, и густопсовых, и чистопсовых всех возможных цветов и мастей».


Писатели-охотники ценят в собаке соратника и даже сотворца.
П.П.Соколов. Охота на волка. 1873. ГТГ

Антипод «профессионального собачника» – это хозяин собаки-друга, как правило, одинокий и вызывающий сочувствие. Таков Герасим. Нас учили в школе, что рассказ Тургенева разоблачает барское самодурство, но в памяти «Муму» прежде всего остается книгой об одиночестве. Странно, что мы, современные люди, умеющие в отличие от Герасима говорить друг с другом и даже петь на два голоса, вместо того чтобы чаще звать друзей на чай, почему-то заводим в наших тесных квартирках этих линяющих, гавкающих и пахнущих псиной животных. «Наиболее восторженными любителями собак бывают одинокие неврастеники или обиженные чем-то люди», – писал Иван Ефремов. А Геннадий Малкин утверждал, что «собак любят за то, что они не хотят стать хозяевами». Возможно, в этом есть доля правды. Не потому ли некоторые любят собак, что в природе человека есть стремление давать команды? Но не будем делать выводов, а предоставим слово известной собаке по имени Сапсан: «Люди, эти ходящие на задних лапах, голые, носящие чужие шкуры животные, до смешного неустойчивы, слабы, неловки и беззащитны, но зато они обладают каким-то непонятным для нас, чудесным и немного страшным могуществом, а больше всех – Хозяин. Я люблю в нем эту странную власть, а он ценит во мне силу, ловкость, отвагу и ум. Так мы и живем». (А.Куприн. «Мысли Сапсана о людях, животных, предметах, событиях».)

Что только писатели не делали со своими хвостатыми героями. Собаке Баскервилей разукрасили морду, сделав из нее чудовище, Жучку поместили в колодец, чтобы Тема смог ее оттуда спасти, безобидного Шарика превратили в человека, потом снова в собаку, и в конце концов – он превратился в метафору, а фокса Микки его хозяин Саша Черный заставил писать дневник: «Деревья, вот даже старые, молодеют каждую весну. А люди и взрослые собаки – никогда. Отчего?»

Но мы все больше говорим о прозе, а что поэты? В поэзии собаки заметно проигрывают своим главным конкурентам – насекомым и птицам. Но кое-что припоминается и на собачью тему. Первым делом – басни Ивана Крылова «Слон и моська» и «Собачья дружба», палиндром Афанасия Фета «А роза упала на лапу Азора», есенинская «Песнь о собаке» и его же «Дай, Джим, на счастье лапу мне...» У Пушкина в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» фигурирует Соколко – пес царевны, вслед за ней откусивший отравленное яблоко. Однажды моя знакомая маленькая девочка, вспоминая эту сказку, попеняла Пушкину на то, что мертвую царевну поцеловали и оживили, а вот мертвую собачку никто так и не поцеловал. Кстати, ирландского сеттера Сергея Львовича Пушкина (отца Александра Сергеевича Пушкина) звали Русланом в честь главного героя поэмы «Руслан и Людмила».

Итак, наш вывод прост и ясен: русские писатели очень любили собак. И все же, справедливости ради, добавим, что самый известный в мире писательский пес принадлежал не нашему соотечественнику, а жителю Туманного Альбиона. Это ньюфаундленд Ботсвен Джорджа Гордона Байрона. Английский поэт поставил ему мраморный памятник у себя в поместье с такой эпитафией: «Здесь покоятся останки существа, соединившего в себе красоту без тщеславия, силу без дерзости, храбрость без жесткости и все добродетели человека без его пороков, это похвальное слово, которое было бы бессмысленной лестью, если бы оно было высечено над прахом человека».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1418
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1425
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1167
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
741

Другие новости