Из-за того, что крупный рогатый скот выделяет вредные газы, продолжаются эксперименты с изменением рациона питания коров для приведения процессов переваривания в большее соответствие с требованиями экологов.
Фото Reuters
Министр сельского хозяйства, продовольствия и защиты прав потребителей ФРГ Ильзе Айгнер рекомендовала немцам перейти на здоровый режим питания, поскольку именно это поможет, по ее мнению, остановить происходящие изменения климата. Министр призвала ориентироваться при этом на рекомендации Немецкого общества питания. Об этом сообщает издание RP-Online. Если исходить из подобных рекомендаций, то прежде всего надо сократить потребление мяса до 300–600 граммов в неделю. Сейчас немцы едят в неделю около 1,3 кг мяса и мясных продуктов. Для сравнения: москвичи потребляют примерно 1,25 кг за этот же промежуток времени. В Якутии, например, этот показатель выше и достигает 1,7 кг. Таким образом, мясной рацион надо бы уменьшить вдвое, а то и вчетверо. Определенная логика в этом есть, поскольку доказано, что именно крупный рогатый скот при переваривании потребляемой им пищи выделяет в атмосферу значительное количество связанных с этим процессом газов. Но это не означает, что потребление таких продуктов, как молоко, должно быть ограничено. Поэтому министр призвала продолжить эксперименты с изменением рациона питания коров, чтобы привести их процессы переваривания в большее соответствие с требованиями экологов. Известный немецкий еженедельник Spiegel попытался разобраться с проблемой взаимосвязи питания и охраны окружающей среды и выяснил, что до 25% мировой эмиссии парниковых газов происходит за счет пищевой промышленности. Доля же немецкого сельского хозяйства в этих выбросах составляет 6%. Можно попытаться экстраполировать этот показатель на все другие страны. Неуклонный же рост численности населения земного шара будет только усугублять данную проблему. Но питания по нулевому тарифу не бывает. Остается только работать в направлении снижения уровня выбросов при производстве в сельском хозяйстве, чего можно добиться, по словам той же Ильзе Айгнер, за счет более рационального использования химии – например, при борьбе с сельскохозяйственными вредителями.
С одной стороны, понятно, что здоровый образ жизни, а тем более питания наиболее соответствует требованиям охраны окружающей среды. «НГ-энергия» уже писала на эту тему, приводя данные исследования, опубликованного в специализированном издании International Journal of Epidemiology. Напомним, что его руководитель и сотрудник Лондонской школы гигиены и тропической медицины Фил Эдвардс полагает, что держать себя в форме хорошо и для здоровья, и для окружающей среды. Рост числа людей с избыточным весом и ожирением в Великобритании означает, что в стране расходуется на 19% больше «продовольственной» энергии, чем 40 лет назад. Специалисты говорят, что такое увеличение эквивалентно 60 мегатоннам вредных выбросов в атмосферу в год. В исследовании также идет речь о повышенных затратах на перевозку более тяжеловесных пассажиров из-за большего расхода топлива. Специалисты из Лондонской школы гигиены и тропической медицины подсчитали, что человек с ожирением потребляет на 18% больше суточной нормы калорий. Повышенный спрос на продукты питания заставляет расширять их производство, а это, в свою очередь, увеличивает расход топлива сельхозпроизводителей, заключают эксперты. Кроме того, полные люди способствуют глобальному потеплению, поскольку тратят больше энергетических ресурсов. Им требуется больше тепла, чтобы обогреться, они используют больше горячей воды, а также больше зависят от личного транспорта. В докладе ученых сказано, что в результате худым людям приходится платить все больше за продовольствие и топливо. Несомненно, это весомый довод в пользу если не поголовного вегетарианства, то более взвешенного подхода к своему дневному рациону.
Отказ от импортируемых продуктов уменьшит эмиссию вредных веществ в атмосферу, связанную с транспортными перевозками. Фото Reuters |
Однако, по мнению немецкого министра, имеется еще один важный элемент, за счет которого можно улучшить экологию планеты. Вторым шагом, по словам Ильзе Айгнер, должен стать отказ от импортируемых продуктов и вообще от продуктов из других регионов. Потреблять надо, по мнению министра, только местные продукты. Это связано с процессом транспортных перевозок, при которых в атмосферу выделяется значительное количество вредных веществ. Этот аргумент на сегодня полностью соответствует представлениям и российского кабинета министров. Для этого стоит напомнить о продвигаемой им концепции продовольственной безопасности страны, которой российский президент даже присвоил термин «доктрина», повысив тем самым ее статус. В принципе продовольственная безопасность определяется как ситуация, при которой все люди в каждый момент времени имеют физический и экономический доступ к достаточной в количественном отношении безопасной пище, необходимой для ведения активной и здоровой жизни. Российский министр сельского хозяйства Елена Скрынник, правда, склонна скорее видеть в этой концепции рычаг для ограничения доступа на российский рынок иностранных производителей продовольствия. Поэтому немецкий аргумент в пользу местных продуктов, надо думать, придется ко двору и нашему министерству.