Автоматы с газированной водой – наследие советского прошлого.
Обычно новое знакомство начинается с того, что представляешься сам и узнаешь, как зовут собеседника. Бывает, когда имя непривычно на слух, переспрашиваешь. Разобравшись в правильном произношении имени нового знакомого, можно приобрести приятного собеседника или друга. Мое знакомство с Киргизией началось именно с понимания того, что эту прекрасную центральноазиатскую республику принято называть Кыргызстан. Не Киргизия и не Киргизстан, а именно таким образом – Кыргызстан. Пришлось привыкнуть, чтобы не прослыть неблагодарным гостем. А уж гостей в Центральной Азии принимать умеют.
После посадки в международном аэропорту Бишкека, обратив внимание, что на пограничном контроле все пассажиры стоят вперемешку независимо от гражданства, жена поинтересовалась у пограничника, какая очередь для иностранцев, то есть для нас, россиян. Ответ приятно удивил: «А мы не делим людей на своих и россиян. Проходите к любой стойке». Дальше – больше: так быстро мы, наверное, не проходили ни один таможенно-пограничный контроль. Все на европейском уровне.
Столица Кыргызстана очень отличается от других центральноазиатских городов. Например, никаких платков на представительницах слабого пола: кыргызские девушки и женщины эмансипированы. Им ничего не стоит надеть «смелые» юбки и сделать яркий макияж. Причем делают они это красиво, со вкусом. В то же время так трогательно увидеть почтенных стариков в национальных головных уборах, пережидающих полдень в чайхане. Так и хочется подсесть поближе, заказать большой чайник зеленого чая и восточные вкусности.
В Бишкеке удалось отведать самого вкусного в Центральной Азии лагмана и... на мой взгляд, здесь один из лучших в регионе ресторан уйгурской кухни. Да и в целом в столице Кыргызстана можно всегда вкусно и очень недорого, по московским меркам, поесть в любом ресторане или кафе. Независимо от того, попали вы в дорогое или среднего уровня заведение, качество от этого не пострадает. Оно неизменно высокое.
Молодежь в Бишкеке продвинутая. |
На первый взгляд может показаться странным, но россиянину в этой центральноазиатской республике легко почувствовать себя как дома. Дело не только в обилии вывесок на русском языке или привычной советской архитектуре. И даже не в том, что по-русски здесь говорят без акцента, а многие кыргызы, уж не знаю, хорошо это или плохо, знают «великий и могучий» лучше родного. Россия оказала большое влияние на восточный менталитет кыргызов, во многом европеизировала его.
Республика вошла в состав царской России гораздо раньше соседних Таджикистана и Узбекистана. В частности, история Бишкека, который за полтора века успел побывать Пишпеком и Фрунзе, непрерывно связана с Россией. Когда-то здесь проходил Великий шелковый путь, но город стал строиться уже после прихода русских в 60-е годы XIX века. А при советской власти небольшой город-крепость превратился в республиканский центр, столицу со вполне европейской атмосферой.
Здесь есть театры, музеи, рестораны и магазины, но самым притягательным местом мне показался дубовый парк, который тут называют «легкими города». История его создания удивительна. Дело в том, что почва здесь глинистая и непригодная для посадки дубов. Поэтому считается, что известный ботаник Алексей Фетисов сделал почти невозможное, разбив здесь целую рощу. Сегодня это парк с высокими раскидистыми деревьями, где студенты готовятся к занятиям, влюбленные назначают свидания, а мамы гуляют с малышами. Туристов сюда влечет не только тень и прохлада. Около 20 лет назад в парке открыли Музей скульптуры под открытым небом. Каменные, металлические и деревянные скульптуры вместо ставших уже привычными парковых аттракционов навевают приятные ощущения.
За знаниями – в Российско-киргизский славянский университет. Фото автора |
Повезет тому, кто окажется в Кыргызстане в начале лета. Погода прекрасная, еще не очень жарко, в горах и у водоемов – свежо, а по вечерам даже прохладно. И сколь ни прекрасен Бишкек, а все же манит к себе побережье Теплого озера – так с кыргызского языка переводится Иссык-Куль – с современной инфраструктурой. Сохранились и советские «мамонты» – многоэтажные мрачноватые постройки, но туристы предпочитают современные частные зоны отдыха с сетью маленьких домиков на три-четыре номера, уютными садиками и мощеными дорожками.
Люди приезжают сюда на отдых из многих стран, но на первом месте среди иностранцев граждане Казахстана – ведь от Алма-Аты до Иссык-Куля буквально несколько часов езды на машине. Хотя понятие об иностранцах весьма относительное: русскоязычная среда и общая история создают атмосферу тесной культурной общности, а упрощенный визовый режим ее подкрепляет. Кстати, в Кыргызстане россияне могут провести 90 дней без регистрации, в других странах Центральной Азии с этим построже...
На обратном пути, в московском аэропорту, невольно вспомнились слова кыргызской пограничницы. И стало грустно, ведь у нас бывшие братские народы стоят в отдельных очередях, для «чужих».