Что происходит в мозгу человека в момент, когда он давит пузырьки, – никому пока не известно. Но что-то приятное. Вот и придумывает он, для чего еще можно приспособить эту «штучку с пупырышками»!
Фото Reuters
Гвоздем – по стеклу! Нравится? Вряд ли, хотя и терпимо. А куском пенопласта – по куску пенопласта? Лично у меня – кишки завязываются в узел, а сам я, наоборот, выгибаюсь дугой, стоит мне только ненароком попасть в зону распространения этого адского набора акустических волн. Существует только одно надежное средство успокоить внезапно встающую на дыбы нервную систему – давить, давить, давить и давить пузырьки воздушно-пузырчатой пленки. Той самой, что используют для особо нежной упаковки каких-нибудь склянок, CD, ценных бандеролей или электронных гаджетов┘
Чувства, которые при этом испытываешь, имеют строго контрастную эмоциональную окраску. С одной стороны, и оно преобладающее – необъяснимое рациональным образом блаженство, когда очередной пузырек мягко «пукает» под твоими пальцами; с другой – тонкий оттенок неизъяснимой тоски: ну, вот, еще один лопнул, безвозвратно┘ «Нету повести печальнее на свете...»
Американцы называют эту пленку BubbleWrap («пузырчатая оболочка»). Изобретена она была ровно 50 лет назад. Это и в уме как-то не укладывается: неужели еще сравнительно недавно люди обходились без этой самой BubbleWrap?! Непостижимо!
Кстати, в русском языке до сих пор не появилось какого-то однозначного эквивалента американскому названию этого упаковочного материала. Слишком много означающих: уменьшительно-ласкательное «пупырка», приземленно-функциональное «чпокательная пленка», приблатненное «пац-пац», абстрактно-универсальное – «штучка с пупырышками» (забавно это словосочетание будет звучать в неполном обратном переводе на английский: «гаджет с пупырышками»)┘ Хотя лично мне «пупырышек» очень даже нравится, но кажется, великий и могучий русский язык здесь не то чтобы буксует – немного тормозит. Официоз, например, традиционно использует сложносочиненные конструкции – «ВПП, воздушно-пузырчатая пленка».
Но почему же – черт возьми! – уничтожение этих гаджетов с пупырышками вызывает такую волну блаженства по всему телу и бешенный выброс допамина в мозг?..
Вообще-то впервые пузырчатая пленка была явлена миру в 1957 году. Согласно канонической версии, один нью-йоркский дизайнер обратился к изобретателям Марку Чаваннесу и Алфреду Филдингу с просьбой придумать новый вид обоев. Изобретатели и придумали «штучку с пупырышками». Но дизайнеру идея не «показалась». Дальше сошлюсь на версию агентства Associated Press в изложении Ленты.ru.
Однажды Филдинг подлетал к аэропорту Ньюарка в Нью-Джерси, и ему показалось, что пушистые облака как будто смягчают посадку самолета. Тогда ему и пришло в голову использовать пузырчатую пленку для упаковки. В январе 1960 года он и Чаваннес основали небольшую компанию Sealed Air и запатентовали пленку под названием BubbleWrap.
Сейчас доход Sealed Air, специализирующейся на различных упаковочных материалах и работающей в 52 странах мира, составляет около 4 млрд. долл. В честь юбилея Sealed Air создала сайт BubbleWrapFun.
«Между тем воздушно-пузырчатая пленка стала частью массовой культуры», – отмечает Associated Press.
Вот так-то, ни больше ни меньше – «часть культуры», хоть и массовой. И это не просто постмодернистский фантазм┘ В смартфонах iPhone появилось специальное приложение, чтобы лопать пузырьки на экране, а в социальной сети Facebook зарегистрировано более 250 групп поклонников изобретения. В нескольких странах проходят конкурсы по скоростному уничтожению пузырьков.
Да мало ли для чего еще можно приспособить «штучку с пупырышками»! «У «застывшей пены» очень мало ограничений в использовании и практически отсутствует материальная аутентичность, – отмечает американский писатель-фантаст и футуролог Брюс Стерлинг. – Она просто не может быть «народной», «традиционной» или относиться к чему-то конкретному – ее можно наделить любыми свойствами, за которые мы готовы платить».
В данном случае Стерлинг имеет в виду не BubbleWrap конкретно, но более общий класс объектов – «блобджекты» (от англ. blob – капля). Но все равно для русского уха это очень близко ассоциативно связанные понятия: bubble-blob, пузырь-капля. «Новые возможности и новые материалы привели к разработке и созданию очень необычного тотема нашего времени – «блобджекта», – пишет Стерлинг в своей книге «Будущее уже началось». – Это неуклюжие, бугристые и горбатые создания из пластика. Зачастую они прозрачны. И хотя блобджекты – простые изделия, они склонны становиться чувственными, псевдоживыми и соблазнительными: они насмехаются над нами, сжимают в своих тисках, приспосабливаются к нам, шантажируют нас, становятся нашими любимцами, прижимаются к нашему телу».
Под этот словесный портрет, кстати, попадает не только наша юбилярша – «штучка с пупырышками», но и упомянутый выше смартфон iPhone со встроенной опцией имитации звука «пукающего» целлофанового пузырька. Эдакий пузырь в капле – bubble in blob. В русском варианте это могла бы быть матрешка или ее более современный аналог – киндер-сюрприз.
«┘Мы должны предвидеть воздействия технического нововведения на социальную, культурную и психологическую среду, – справедливо замечал классик футурологии Алвин Тоффлер еще в 1970 году. – Широко распространено убеждение, что автомобиль изменил лицо наших городов, потеснил домовладение и систему розничной торговли, изменил сексуальные традиции и ослабил семейные связи. На Среднем Западе быстрому распространению транзисторных радиоприемников приписывается связь с усилением арабского национализма. Контрацептивы, компьютеры, космические достижения, как и изобретение и распространение таких «мягких» технологий, как системный анализ, – все несут в себе значительные социальные изменения».
И действительно, в условиях постиндустриального мира, когда мы имеем дело с информационными технологиями, или, как их называет Тоффлер, «мягкими» технологиями, гаджеты и их разновидности – блобджекты – уже изначально создаются с намерением определенным образом повлиять на тип поведения людей. Это во-первых. А во-вторых, гаджеты лезут во все дыры: в карманы нашей одежды, в ушные раковины, под кожу┘ Все эти факторы и определяют судьбу цивилизации: в XIX веке изготовляли механизмы; в XX веке – изделия, а в XXI производят штуковины. «Штучки с пупырышками» в том числе.