Малыш недоумевал, зачем нужно фотографироваться со страшным белобородым дедом в красном халате.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
На календаре декабрь, а это значит, что Новый год уже в пути. То есть осталось меньше месяца, чтобы дописать годовые отчеты, определиться с подарками, запастись алкоголем и провизией и с чистым сердцем провалиться в сладостно-похмельный 10-дневный угар.
Погодка располагает. Морозы ударили по кустам сирени с уже почти распустившимися почками. А мэр Лужков позаботился о тулупе для Юрия Долгорукого, и о сотне пластиковых елок на всех главных и неглавных столичных площадях, и о мириадах огней иллюминации, не гаснущих даже в светлое время суток. Все это должно настроить жителей и гостей столицы на новогодний лад.
Армия маркетологов, мерчандайзеров тоже свой хлеб не зря ест. Витрины и полки магазинов обрели праздничное убранство еще в ноябре. А аромат хвои и мандарина источает не только стиральный порошок или туалетная бумага, но и крем для обуви, пенка для бритья. Кажется, что все вокруг так и кричит: «Эй! Доставай свою кубышку! Пора тратиться на гостинцы!»
Другая примета приближающегося праздника: сотни расклеенных по городу афиш, зазывающих на новогодние представления. Дед Мороз на льду, под водой и в воздухе, все мало-мальски известные мультперсонажи обещают сделать этот Новый год незабываемым для вашего любимого чада. Ценовой диапазон широчайший – от 200 рублей до 10 тысяч. Я как ответственная мамаша терзаюсь: куда вести ребенка, чтобы потом не было мучительно больно?
В памяти свежи собственные не лучшие воспоминания о Елке в Кремле. В те далекие годы попасть туда могли только самые правильные первоклашки. И я попала. Одна, без мамы, вместе с несколькими тысячами таких же счастливчиков. Что происходило внутри КДС, сказать не могу, не помню. Однако до сих пор мне в страшном сне снится вот что: после представления нас всех выпихивают на площадь перед Успенским собором, а там – толпа окоченевших от двухчасового ожидания на улице родителей; мы маршируем вокруг нарядной елки, и тольком на 25-м круге маме наконец-таки удалось выдернуть меня из жуткой вереницы!
Даже несмотря на этот кошмар, я полагала, что обязана показать своим детям настоящий новогодний праздник: с огромной елкой, хлопушками, очередью в гардероб и за подарками, с пьяненьким Дедом Морозом и ревущими потерявшимися детьми в костюмах Зайчика или Мартышки.
Я хотела показать детям настоящий праздник: с огромной елкой, хлопушками и пьяненьким Дедом Морозом. Фото Бориса Бабанова (НГ-фото) |
Первый раз мы потащили нашего сына на елку в Клуб раннего развития, когда ему едва исполнилось 1 год и 2 месяца. Малыш искренне недоумевал, почему мама радостно тянет его фотографироваться со страшным белобородым дедом в красном халате, ведь отковыривать обои в другом конце зала гораздо веселее и увлекательнее.
Следующим этапом стало празднование Нового года в детском саду. Кто из нас в детстве не учил стихотворение для Дедушки Мороза, чтобы взамен получить сладкий подарок? Кто из девочек не мечтал быть Снегурочкой или на худой конец Снежинкой? Помню, как трепетала моя детская душа, когда воспитательница распределяла роли в театральной постановке. В нашем детском саду на роль внучки Мороза лучше всего подходила дочка директора соседнего универмага. Поэтому Снегурка у нас была темноволосая, кареглазая и с легким грузинским акцентом. Мне же, при всей моей природной белобрысости и голубоглазости, выпадало быть то Лисичкой-сестричкой, а-то и Бабой-ягой. До сих пор тешу себя тем, что выбор пал на меня не из-за внешнего сходства, а исключительно из-за моих «выдающихся» актерских способностей.
Придя первый раз на новогоднюю елку уже в детский сад к сыну, я не очень удивилась тому, что сценарий праздника со времен моего детства практически не изменился: те же стихи, те же песни, тот же неустаревающий танец Снежинок. Только страна у нас теперь демократическая и демократические ценности прививаются детишкам с садикового возраста. Поэтому каждый был волен в выборе карнавального костюма. В результате получилось, что 80% мужского населения нашей группы пришло в костюмах Человека-Паука. Бедный Дед Мороз метался по залу, пытаясь определить: кого из 12 спайдерменов он уже одарил, а кто все еще оставался обделенным.
Я посчитала, что в три года мой мальчик морально готов к посещению публичной елки. Но, к сожалению, осознала я это слишком поздно. Все хорошие билеты в середине декабря уже раскупили. Отзывчивая продавщица в киоске порекомендовала мне «Три поросенка» (это было накануне года Свиньи) в театре «У Никитских ворот». К Марку Розовскому я отношусь хорошо, да и старый проверенный временем сюжет не предвещал подвохов. Как же я ошибалась!
В начале представления вышла Снегурочка и после небольшого вступления предложила всем желающим рассказать стишок Дедушке Морозу, заблудившемуся в лесу. В результате сценой завладели непонятно откуда взявшиеся в зале 13-летние акселераты. Процесс декламации затянулся почти на час. Мой трехлетний пупс скучал и робко интересовался: «Когда появятся хрюши?» Лучше бы они не появлялись вовсе! Дико визжащие, в костюмах, сделанных на скорую руку из старых занавесок, и, кажется, слегка нетрезвые, свиньи сиплыми голосами нестройно напевали песенку «Нам не страшен серый волк!». Волк был похож на Сергея Шнурова времен расцвета группы «Ленинград». Испугавшись за неокрепшую детскую психику, я схватила ребенка в охапку и побежала прочь от этого жуткого места, забыв получить входивший в стоимость билета подарок.
Армия Дедов Морозов на новогодних Елках обещает сделать праздник незабываемым для вашего любимого чада. Фото Бориса Бабанова (НГ-фото) |
С тех пор я более ответственно подходила к выбору мероприятия. Однако проколы все-таки случались: совсем несмешные «Смешарики» в Гостином Дворе, новогодние «Бременские музыканты» в ЦДХ – откровенная халтура, Елка в МГУ – тоже не фонтан. В результате наших похождений дома лежали почти 3 кг невкусных конфет, выпотрошенных из подарков, а наш ребенок заявил, что «все Деды Морозы – ненастоящие!» и что вступать с ними в переписку впредь он отказывается.
Надо было спасать положение, реабилитировать светлый образ старика в глазах подрастающего поколения. Друзья посоветовали Новогодний праздник в ГМИИ им. Пушкина. Там и без пошлостей, и мазурку танцевать научат, и подарки хорошие. В кассе я была неприятно удивлена. Народ занимал очередь с 8 утра, велся список, в котором мне присвоили почетный 178-й номер. Билетов, увы, не досталось.
На семейном совете было принято решение отказаться от вызова Дед Мороза со стороны: дорого, да и гарантии, что не будет повторения истории «с тремя поросятами», – никакой. И потом, чем наш сосед хуже Юрия Долгорукого? Нарядим в тулуп, бороду приделаем – получится отлично!
Так и сделали. Нарядили елку, пригласили гостей, провели несколько репетиций с соседом. Не учли одного: наши гости пришлись как раз на субботу после его корпоративной вечеринки, поэтому с утра только четыре таблетки Алка-Зельцера помогли оживить главного героя праздника. Однако текст был заучен назубок, путь из соседней квартиры до нашей не отнял много времени и сил, а мешок с подарками и посох помогали сохранять равновесие. Перформанс прошел практически идеально. Дети были счастливы. Мы, естественно, тоже.
Как бы там ни было, мы свою формулу лучшего новогоднего праздника уже вывели. Дом, семья, любимые друзья, тазик вкуснейшего «Оливье» на столе и неувядающая Барбара Брыльска с песней про вагончик на телеэкране. И самое главное – больше никаких экспериментов с Елками!