0
2061
Газета Стиль жизни Интернет-версия

23.11.2009 00:00:00

Карнавальные маски по кругу, по кругу

Тэги: венеция


венеция В зимней Венеции наводнения – в порядке вещей.

Водный автобус на остров Сан-Микеле идет всего несколько минут. Я прохожу сразу в протестантскую часть кладбища – там, ближе к левой стене, стоит аккуратный памятник белого камня, увитый цветами, осыпанный раковинами и записками со стихами. На памятнике строгие русские и латинские буквы – «Иосиф Бродский». Под этим камнем покоится, возможно, один из самых преданных поклонников города, в который я, как и он, приехала поздно ночью и в тумане. С той лишь разницей, что меня не ждало там ни одно знакомое человеческое существо и за спиной у меня не светилась давно снятая неоновая надпись – Venezia.

В остальном здесь вряд ли что-то изменилось. Те же каналы и тонущие в них замшелые дворцы – надгробные монументы на обширном кладбище, как писал о них Михаил Погодин. За готическими окнами те же покрытые пылью залы с высокими деревянными потолками и тяжелой резной мебелью. Та же бесконечная сеть улиц, переулков и мостов, в которой сразу теряешься, даже не страдая топографическим кретинизмом. Тогда как зная дорогу, весь центр можно пересечь за час неспешным шагом. Город-карнавал, город – театральная декорация, город-игра, город-шутка. Карнавальные маски смотрят из витрин магазинов, улыбаются из-под соломенных шляп гондольеров, тенями мелькают за бархатными портьерами. Этому городу не нужны театры, спектакли можно играть прямо на улицах – при отсутствии настоящей луны ее с успехом можно заменить картонной. Венеция располагает к глупостям. Она и сама – величайшая глупость. «Прекраснейшая из нелепостей», как называл ее Александр Герцен.

«Столица тишины и благодатного тунеядства», – добавлял Петр Вяземский. И по сей день подальше от шумной Пьяцца Сан-Марко ютятся домашние площади, словно сошедшие с экранов итальянского кино 1960-х, – ни машин, ни туристов, только голуби да пожилые синьоры на лавочках. Жесткая концентрация всего итальянского. Поразительная для жителя мегаполиса тишина в отсутствие машин. Из звуков – только колокола с ближайшей кампанилы по утрам, ворчание моторок на каналах днем да Вивальди вечерами. Вивальди, которого угораздило родиться и всю жизнь прожить в Венеции, теперь эксплуатируют повсеместно – локанды и траттории носят его имя, церкви помнят его рождение и смерть, музыкальные школы первыми учат именно его ноты. Вечерами в каждом подходящем зале «Четыре сезона», замученные миллионом интерпретаций, волнуют приезжих, которых в Венеции в разы больше, чем местных жителей.


Улица, прохожие. Можно подумать, что это обыкновенный город.

Для туристов Венеция – город романтики, город прошлого, одетого в камзолы и бальные платья. Местных жителей такое прошлое, далекое от современной цивилизации, не устраивает – за последние полвека Венецию покинули около 100 тыс. человек. Для города, который на сегодняшний день насчитывает около 270 тыс. жителей, населяющих все острова и материковую часть, это громадная потеря. Причина этого – не только отсутствие необходимой инфраструктуры, но и акваальта, высокая вода, вода, зимой правящая городом безраздельно. Сирена по ночам, резиновые сапоги, металлические ставни на дверях, высокие настилы на залитых улицах и блестящая, как зеркало, площадь Сан-Марко.

Наводнения, большие и малые, случаются в Венеции каждую зиму. За прошедшее столетие город опустился в воду на 23 см, а самая высокая вода стояла 4 ноября 1966 года. Тогда она поднялась на 194 см выше обычного уровня, на море был девятибалльный шторм, скорость ветра достигала 150 км в час. В ноябре 2004-го стихия бушевала пять дней, вода поднялась на 137 см выше нормы и затопила 80% территории города. Сан-Марко и ближайшие улицы были скрыты под полуметровым слоем воды.

Жить в таких условиях непросто, так же как непросто и содержать свои дома в порядке.

Все здания Венеции построены на деревянных сваях, забитых в слабый грунт островов на глубину от 3 до 10 м. Например, в основание Церкви Санта-Мария делла Салюте забито более миллиона дубовых, ольховых, лиственничных свай (эта работа заняла свыше двух лет), каменный мост Риальто стоит на 12 тыс. свай. Плавучие молотки и сейчас каждый день вбивают сваи, укрепляющие берег. Хотя наводнение, которое я застала в Венеции, по местным меркам не столь значительное, я все-таки натягиваю сапоги. Зонт брать бесполезно – он не выдерживает порывов ветра и уже через полчаса оказывается в мусорном баке.


Иосиф Бродский нашел здесь свое последнее пристанище.
Фото автора

Устав от воды, насквозь пропитавшей город, ныряю в один из многочисленных венецианских музеев. Старая венецианская живопись, жирная и питательная, контрастирует с низкокалорийным современным искусством. Венецианскую биеннале вместе с Палаццо Грасси и Таможней, где разместилась коллекция современного искусства Франсуа Пино, можно обойти за день, поглощая творения современников, как цветные карамельки. Но один только цикл Карпаччо, посвященный жизни святой Урсулы, можно рассматривать в галерее Академии часами и днями. Так же как и головокружительные росписи Тинторетто в скуоле Сан-Рокко, спрятанные в палаццо и виллах фрески Тьеполо, многочисленные, но всегда изумительные мадонны Беллини, ослепительную «Ассунту» Тициана или праздничного Веронезе. Больших музеев в Венеции нет – ее живопись продолжает жить в тех стенах, для которых создавалась века назад, – в церквах, палаццо, скуолах. Как Египет весь покрыт иероглифами, так и Венеция покрыта ренессансной и барочной живописью со всем ее разнообразием красок, линий и сюжетов. Историческая энциклопедия в красках, Неделя высокой моды на большеформатных холстах. Сотни одеяний, десятки ракурсов и поз, головные уборы, прически и аксессуары, дома, палаццо, каналы, люди и животные. Животных в сегодняшней Венеции, кстати, немного – им так же непросто жить в вечной мокроте, как и людям. Вместо привычных уличных кошек роль городских животных играют чайки. А домашние собаки, крохотные, карманно-ручные, как нигде послушны и самостоятельны, аккуратно сторонятся кромки каналов и умеют сохранять равновесие, стоя на носу лодки.

Венеция запоминается не привычными символами и достопримечательностями с туристических открыток, а как раз такими мелочами. Она раскалывается в душе мозаикой ощущений. На кампо Сан-Маргарита – самое вкусное в мире мороженое. На рыбном рынке Риальто – самые красивые в мире осьминоги и моллюски. На крышах домов – дробь от самого умиротворяющего в мире дождя, как из детства, когда можно целый день читать в постели под шум тяжелых капель. А на моем столе – книги и записи, самые прекрасные сны, рожденные городом, плывущим в собственном тумане, жидком, как сыворотка моцареллы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
838
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2616
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1777
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1388

Другие новости