У нас есть еще космические трассы, и они лучше всех.
Фото Reuters
Мы стояли на обочине и грустно рассматривали пробку на Ленинградке. Даже не пробку, а полноценный тромб – многочасовой и многокилометровый. На этот раз обошлось без обычного форс-мажора – ни ливня, ни снегопада, ни листопада... Заурядные дорожники-ремонтники традиционно вышли на дело в час пик. Они весело хихикали, поглядывая не на результаты своего труда, а на последствия налета на трассу их сплоченной группы. Хвост вставших намертво авто терялся за горизонтом Московской области. Водители, как и положено, матерились, стирали эмаль своих зубов, а некоторые тихо и заливисто, как свихнувшиеся философы, хохотали в рукав┘
Один из пострадавших пронзительно заглянул мне в глаза и, словно собираясь открыть страшную тайну, негромко, но быстро произнес: «Дороги у нас в России плохие по стратегическим соображениям. На случай войны. Вспомни, сколько раз Россию спасали морозы, голод и плохие дороги┘»
«И дураки», – хотел добавить я, но передумал – пришлось бы тогда развить тему до шапки-ушанки, балалайки, валенок и водки┘
Так бы и забыл про этот серьезный разговор у обочины, если бы через несколько дней где-то далеко в Сибири красноярские большегрузы не влипли в похожую историю. Там точно так же на трассу вышли ремонтники. А вдруг это не простое совпадение, а мой случайный знакомый прав! Это стратегия! По спине побежали мурашки – что-то очень большое и важное заключалось в этом древнем слове. Дороги и дураки, дороги или дураки, крутилось в голове, яйцо и курица, курица или яйцо?
Древние римляне были настоящими стратегами – строили кровеносную систему страны на века. Как-то в Манеже демонстрировалась выставка из Италии, на одном из стендов красовался макет древнеримской дороги в поперечном разрезе, конструкция которой поражала воображение больше, чем все семь чудес света. Толщина, специфическая многоукладность позволили дожить сооружению до наших дней, служа и сегодня надежной платформой для современного дорожного покрытия. Настоящий живой организм, носивший на себе и боевые колесницы воинов, и сверкающих мотыльков «Альфа-Ромео». Наши же родные грунтовки при всех попытках так и не смогли пока выбраться из традиционной колеи┘
В последнее время появилась мода пользоваться строительством как инструментом политики. Фото Алексея Калужских (НГ-фото) |
Знаете шутку-загадку: «Почему у нас плохой автопром? – Потому что плохие дороги.– А почему у нас танки хорошие? – Именно потому, что плохие дороги!» Я помню, как на старенькой дряхленькой «японке» ночью в дебрях дальневосточной тайги у нас рвануло колесо. Другого не оказалось. А родная запаска подозрительно напоминала велосипедное колесо. Оно было рассчитано на 50 км пути до ближайшего автосервиса. Мы промчались по тайге на приличной скорости более двухсот. И... хоть бы хны! Выдержала, даже не запылилась. Зачем японцы сконструировали это диво с таким запасом? Ответа нет. Просто – они японцы┘
У нас проще. Нужно всего-навсего понимать психологию российского чиновника, чтобы стало ясно, почему мы все время выруливаем по колее, ломая все подряд. У нас есть крепкие колеса, зарубежные технологии, импортная техника, грамотные специалисты. Но при всем этом богатстве при импортных укладочных технологиях выходящие на-гора дороги остаются традиционно российскими. Мы обязательно все нарушаем, что-то недосыпаем, укладываем ленту в дождь, мороз, снег. А очень часто закупаем то, что вообще не годится для нашего климата. Но разве можно сказать, что именно дураки строят дороги таким образом, что они тут же нуждаются в ремонте? Под этот процесс «осваиваются» громадные бюджетные деньги. А в последнее время появилась мода пользоваться строительством как инструментом политики. Красноярский скандал поставил забытый вопрос ребром в полный рост – нужно строить только платные трассы! Но, посмотрев на проблему более внимательно, понимаешь ,что ремонтно-строительные бригады можно использовать шире – и для решения, как политических, экономических, так и тактических задач. Например, если выслать стройспецназ в определенную точку с приказом – стоять ,держать, ни шагу назад! – можно реально добиться нужных результатов. И не будет (если что, не дай бог!) необходимости пускать на захват «почты, телеграфа, телефона» вооруженных людей. Тщательно спланированные ремработы могут парализовать жизнь своими методами. В том числе и на дорогах┘
Дороги в России плохие по стратегическим соображениям. Фото Сергея Приходько (НГ-фото) |
Можно ли победить этого беса-внедорожника? Может, действительно имеет смысл создать еще одну структуру, которая будет контролировать ремонтные работы? Она должна, как рефери, стоять особняком и не зависеть от дорожно-строительных и подрядных организаций. Абсолютно свободная от финансового и административного давления. Только в этом случае подобная независимая экспертиза определила бы и стоимость, и сроки, и время ремонта, а самое главное – его необходимость┘
Или вообще закрыть эту тему? А фразу о дорогах и дураках вспоминать только в виде некоего туманно-философского образа? Зачем все время уподобляться гвоздю, который лезет шляпкой в стенку? Возможно, пришло время подумать и об альтернативных путях? У нас есть еще и воздушные коридоры, и водные глади, и железная дорога! На этих направлениях дела обстоят гораздо лучше, хотя проблем и с устаревшими и изношенными машинами, да и дураками, хватает┘
Но главное, у нас есть еще космические трассы! Они – лучше всех. Ими мы пользуемся не только сами, но и иностранных пассажиров за деньги катаем. И клиенты остаются довольны. А попробуй добровольно усадить в наш отечественный поезд, автобус, маршрутку типа «Газель»┘ Сам ход событий ведет Россию к тому, чтобы быть великой космической державой. И возникает еще одна великая закономерность: чем дальше мы от поверхности Земли, тем беда «дорог и дураков» сводится лишь к малой незначительной погрешности. И чем выше от поверхности, дураков становится все меньше.
И все же.. Классик сказал о двух главных бедах России. Не о проблемах, трудностях, а о бедах. Есть несколько способов избежать такой напасти – один в народной поговорке «Пришла беда -отворяй ворота». Можно беду просто пережить. Есть возможность с ней бороться. Или сбежать. Если, конечно, ты где-то кому-то нужен и тебя ждут.