В горах погода меняется быстро, и надо быть готовым ко всему.
Несколько раз в моей жизни случался удивительный отдых. То есть удивительным был не отдых. А обстоятельства, ему сопутствующие.
Однажды полетели в феврале на острова недалеко от Мадагаскара. Впечатление было, что попали в земной филиал Рая. Цвет воды и песка – как в рекламе «Баунти». А на второй день начались шторм и ураган. Разметало бунгало, уплыли наши квадратные чемоданы Louis Vuitton, документы и кредитные карты. Когда шторм утих, началась эвакуация с островов, осложненная отсутствием паспортов. Ничего, вернулись в Москву, живы и здоровы, рассказываем друзьям про то, как в этой жизни внезапно, без уведомления, Рай превращается в Ад и что испытывает при этом человек.
В другой раз оказались на курорте на севере Греции, собирались много гулять пешком по гористой местности. Ночью загорелись леса вокруг, страшный пожар, паника, неразбериха с отъездом. Опять вернулись домой и рассказываем про свои приключения.
Полетели в Колорадо покататься на лыжах. Долетели до Денвера. Осталось 40 минут лета до Аспена. Начался снегопад и продолжался более двух суток. Мы сидели в аэропорту и думали с радостью о снеге на трассах. На обратном пути в Солт-Лейк-Сити коннекшн был всего 30 минут, и наш багаж из десяти мест не успел на рейс в Нью-Йорк и соответственно на Москву.
И опять вернулись в столицу довольные, с красочными рассказами о чудесном американском горнолыжном курорте.
Кто бы мог подумать год назад, что строительному буму в Москве придет такой быстрый конец. |
В ходе всех описанных коллизий у нас с женой было много времени для рефлексии по поводу происходящего. Мы действительно не нервничали, не переживали, не паниковали. Мы созерцали события, подчинялись их логике, не парились по поводу материальных утрат и потерь. Размышляли, отчего так. И пришли к выводу, что мы невозмутимы потому, что еще перед отъездом создали огромный резервный фонд эмоций для отдыха. Сознательно.
Наш принцип, исповедуемый много лет, исходит из простого бытового наблюдения, что на отдыхе все может пойти наперекосяк. Мы это знаем и готовы к материальным и эмоциональным потерям. Обычный резерв, который мы создаем в финансовом выражении, составляет процентов 15–20 от затрат. Эмоции резервируются в еще большем размере.
Кстати, из этих примеров не должно сложиться впечатление о том, как нам фатально не везет. Нет, почти всегда все идет гладко, виллы не горят, яхты не тонут, деньги и документы не теряем.
Я говорю о принципе резервирования именно как о принципе. О внутренней готовности к несовершенству мира вдали от родины. Кстати, одна из главных вещей, которой я учу своих детей, звучит так: «Сохранение самообладания в условиях неопределенности вплоть до хаоса, вплоть до конфликта». По большому счету это знание поможет им при всех обстоятельствах – и с образованием, и с работой. И, думаю, в личной жизни.
Улица полна неожиданностей. Фото автора |
А недавно услышал филолога Седакову, которая сказала, что для написания «Божественной комедии» Данте должен был обладать атлетически тренированной психикой. Ценное наблюдение. Людей с атлетически тренированными телами кругом много, фитнес-центры рождаются целыми сетями. А с атлетически тренированной психикой и нервной системой людей мало. Больше всех на них походят те, кого раньше называли олигархами. Железная воля, дисциплина и самообладание. Каждый день – неопределенность, угроза наезда, ареста, отъема бизнеса. И ничего. Выглядят как огурчики. Потому что все эти годы их психика тренировалась самой судьбой.
Мне кажется, что у всех людей есть реальный шанс улучшения жизни путем закаливания психики и нервов, делания их атлетически тренированными.
И начинать надо с осознанного резервирования перед отпуском финансов и эмоций на случай непредвиденных катаклизмов. Резервный фонд на то и существует, чтобы тратить его в момент нужды. Готовьтесь потерять чемодан и вещи в нем, деньги и документы, не удивляйтесь, если придется долго ждать вылета. Или вообще – если приземлитесь в другом городе, в другой стране, на другой планете┘
Потому что никто никому легкой жизни не обещал.