Мы живем в облаке оцифрованной информации в совершенно физическом смысле слова.
«Киберпанк». Рисунок Константина Комардина
Похоже, что по-настоящему важный результат 60 лет развития компьютерной техники – вовсе не умопомрачительные характеристики быстродействия ЭВМ (недавно корпорация Fujitsu объявила, что планирует выпустить в начале 2011 года суперкомпьютер производительностью 10 петафлопс – 10 квадриллионов операций с плавающей запятой в секунду!). Главное – порождение буквально целой вселенной новой цифровой реальности.
Еще примерно 10 лет назад, в 1998 году, по экспертным оценкам, объем архивов данных, накопленных в мире на всех видах носителей электронной информации, оценивался в 2 000 000 000 000 000 000 байт, что эквивалентно тысяче триллионов машинописных страниц. Только в Интернете тогда циркулировало примерно 10 000 000 000 000 байт. Информационная емкость современной цивилизации (компьютеров и компьютерных сетей) оценивается в 1025 бит. Для сравнения: информационная емкость легендарной Александрийской библиотеки, содержавшей около полумиллиона свитков (книг), составляла примерно 1011 бит.
Если уж рукописи не горят, то массивы оцифрованных данных тем более не подвержены темпоральным влияниям. Как уничтожить, стереть полностью те самые тера-, гига- и мегабайты информации о каждом из нас, которые аккумулируются в самых неожиданных информационных лакунах – от банков данных страховых компаний и архивов правоохранительных органов до банков данных различных избирательных комиссий и хранилищ генетической информации?
Мы живем в облаке оцифрованной информации в совершенно физическом смысле слова. Так, согласно исследованию компании Avaya, каждый третий житель туманного Альбиона согласился бы с предложением имплантировать телефон себе в голову, чтобы постоянно находиться на связи. В России на подобную операцию готовы уже 15% опрошенных, в Австралии – 21%, в США – 22%, в Бразилии – 19%. Самым благоразумным оказался суровый тевтонский гений: лишь 7% немцев в состоянии решиться на такой экстремальный шаг.
Зато немцы опередили всех в своей любви к различным коммуникационным гаджетам (мобильный телефон, пейджер, коммуникатор, лэптоп): 39% из них носят с собой каждый день больше трех таких устройств. По данным того же исследования, в России уже 77% офисных служащих всегда имеют при себе как минимум одно-два таких устройства.
Естественно, что наше пребывание в этом цифровом универсуме не может не оставлять следов. Хотим мы этого или нет. Активно пропагандируемая так называемая анонимность цифрового пространства – не более чем мечта по утерянной утопии самостояния личности, самоценности каждого отдельного индивида, неприкосновенности частной жизни. Вот парочка недавних примеров, разрушающих эту иллюзию западной культуры.
Социальные cети – это модно, но изобретено отнюдь не нами. Так выглядит социальная сеть Иисуса Христа. Источник: spurstream.com |
Оказывается, даже имя ящика электронной почты может многое рассказать о характере и привычках его владельца. В качестве основы для исследования ученые из Лейпцигского университета взяли 600 адресов e-mail. Владельцев этих почтовых ящиков попросили пройти небольшой тест на выявление черт характера. Затем сотня студентов попытались по нескольким шкалам оценить, насколько данное название почтового ящика кажется им «невротичным» (neurotic), «открытым» (open), «старающимся понравиться» (agreeable), «самовлюбленным» (narcisstic) и «экстравертным» (extroverted).
Студенты были склонны свои оценки названий почтовых ящиков переносить на их владельцев. Так, они посчитали хозяев ящиков, в которых упоминаются слова вроде little (маленький), sweet (сладкий), bunny (кролик), более способными на контакт и старающимися понравиться, но и более склонными к неврозам. В то же время владельцев ящиков со словами thebest (лучший) и king (король) сочли самовлюбленными. При сверке оценок с анкетами оказалось, что студенты в основном без ошибок определяли характер человека. Они не могли лишь правильно определить, является ли человек экстравертом или нет.
По мнению ученых, сообщает IDG News, выбрать нейтральный адрес невозможно. Выбирая название для своего электронного почтового ящика, люди все равно передают часть информации о себе.
Не менее интересное исследование провели аналитики отечественного сетевого рекомендательного сервиса Имхонет. Им удалось на основе, казалось бы, совершенно анонимной информации вычислить пол объектов: мужчины предпочитают этот объект или женщины.
«В результате обработки оценок, накопленных на Имхонете, выяснилось, что у подавляющего большинства произведений можно определить «пол», – рассказывает Владимир Бобриков, глава Научно-исследовательского подразделения Имхонета. – И всего в 10% случаях выявить гендерную принадлежность затруднительно – объект нравится и мужчинам, и женщинам в равной степени. Закономерность работает настолько точно, что, взглянув на список произведений, предпочитаемых пользователем, в 80% случаев можно успешно предсказать пол человека, если тот его утаил или указал неверно».
Другими словами, развеян еще один интернет-миф: мол, человек, проявляющий коммуникационную активность в Сети, при желании может «изменить» свой пол и никто этого не поймет. Ничего подобного! На «мальчиков» и «девочек» делятся не только люди, но и произведения, которые люди выбирают для своего чтения, прослушивания и проглядывания. И все это можно объективно зафиксировать. «Проклятие пола» неустранимо даже в Сети┘
Хочешь не хочешь, приходит на память реплика героя из популярного советского мультфильма: «Ну вот, теперь он и тебя сосчитал!» Между прочим, один гигабайт примерно равен одному грузовику информации, если ее распечатать на бумажном носителе.