0
2592
Газета Стиль жизни Интернет-версия

16.09.2009 00:00:00

"Потаенные" церкви Амстердама

Владимир Попов

Об авторе: Владимир Александрович Попов - преподаватель Московского богословского института Российского союза евангельских христиан-баптистов.

Тэги: амстердам, баптизм, юбилей


амстердам, баптизм, юбилей Гостей конгресса встречали люди, облаченные по моде XVII века, когда в Амстердам прибыли Джон Смит и его единомышленники.

В числе прочих участников я побывал на международном конгрессе в Амстердаме, посвященном 400-летию баптистского движения в Европе. Почти целый день организаторы форума выделили для посещения памятных мест, связанных с деятельностью первых европейских баптистов. Так что эту поездку можно также назвать паломничеством.

Особенное внимание паломников привлекла старейшая меннонитская церковь на улице Сингел, неподалеку от центра города. Бежавшие в начале XVII века из Англии от гонений религиозные диссиденты во главе с бывшим священником Джоном Смитом и юристом Томасом Хэлвисом, недовольные засильем обрядоверия в Англиканской Церкви, ее подчинением королевской власти, встретили здесь родственных по духу верующих. Тесно общаясь с меннонитами, дискутируя с ними и выявив разногласия по некоторым вопросам, беженцы-англичане пришли к баптистским убеждениям. Это был сложный процесс выработки новых подходов к акту крещения, к отношениям между Церковью и государством. Тогда, отринув традицию крещения младенцев, Джон Смит и его единомышленники совершили акт крещения в соответствии с принципом сознательного принятия христианской веры. Таким образом был публично утвержден главный отличительный фактор баптистской вероучительной традиции – принцип сознательного крещения на основе веры и обращения к Христу.

«Та группа беженцев отважилась быть отличной от других, желая стать церковью Иисуса Христа по учению Нового Завета», – отметил, выступая перед гостями конгресса, генеральный секретарь Евангельско-Баптистской Федерации англичанин Тони Пек.

Внешне здание меннонитской церкви ничем не отличается от соседних старинных строений. Вообще в Голландии было много так называемых «шулькеркен», то есть «потаенных» церквей. Верующие оборудовали их на случай гонений, стараясь выбирать неприметные постройки и укромные места.

В таком месте, спрятанном от внешних глаз, обосновались и тогдашние меннониты. Если снаружи о наличии церкви говорит лишь маленькая табличка, то, переступив порог, человек сразу попадает в церковную атмосферу. Узкие сводчатые коридоры ведут посетителя к залу для богослужений. Сразу бросается в глаза высокая кафедра – «ласточкино гнездо». Над ней возносятся трубы старинного органа. В компактном почти квадратном зале громоздятся длинные темно-коричневые скамьи. Стены опоясаны по периметру двумя ярусами деревянных балконов. Там тоже виднеются высокие спинки тяжеловесных сидений.

Покинув меннонитскую «шулькеркен», мы отправились на улицу Баккерстраат. Четыреста лет назад богатый торговец и судовладелец меннонит Ян Мунтер дал здесь приют членам первой баптистской общины, возглавляемой Джоном Смитом. Еще в конце XVI века Мунтер купил жилые квартиры и цех по производству хлебопродуктов у восточно-индийской компании. Благодаря христианскому добросердечию Мунтера первые баптисты смогли жить, работать и совершать богослужения в главной городской пекарне. По своей простоте эти собрания были похожи на богослужения ранних христиан. «После молитвы и чтения одной или двух глав из Библии мы пытаемся понять смысл и утвердиться в нем: для этого мы откладываем все книги, и после торжественной молитвы первого проповедника он обсуждает прочитанный текст и пророчествует на эту тему от четверти до трех четвертей часа», – свидетельствовали современники Джона Смита.

Здесь делегатов конгресса встречали люди, облаченные в одежды XVII века: приталенные камзолы, длинные чулки, деревянные башмаки с блестящими металлическими застежками. Они раздавали всем памятные сувениры: миниатюрные деревянные башмачки с вложенными в них листками. На листках на английском и голландском языках было написано: «Здесь в 1609 году Джон Смит и Томас Хэлвис вместе с другими беженцами от религиозных преследований в Англии основали первую в мире баптистскую церковь».


В пекарне на улице Баккерстраат собиралась на богослужения первая баптистская община.
Фото автора

Неподалеку от Баккерстраат находится площадь Рембрандта. Подойдя ближе, видишь, как бронзовая фигура художника выплывает из-за густо сплетенных деревьев. Многие искусствоведы считают Рембрандта протестантским художником, так как у него много произведений на библейские сюжеты. «Возвращение блудного сына», «Воздвижение Креста» – эти полотна, несомненно, отражают личный духовный опыт художника, опыт искания Бога.

В Амстердамском доме Рембрандта нет его знаменитых картин. Там представлены в основном только гравюры. На многих из них тоже изображены лица и события из Священного Писания.

Излюбленный фон известных полотен художника – темный. Вообще грязно-серый колорит почти повсеместно главенствует в старой части города. Не отсюда ли он перекочевал на картины Рембрандта? На темно-коричневых и серых домах сияют белизной лишь окна. Белоснежные окна, яркая белая разметка дорог – все это создает причудливую игру светлых линий на мрачноватом фоне.

Дух современного Амстердама, вероятно, определяет человек постмодерна. Современный житель голландской столицы не обременяет себя мучительными поисками истины и не устремляется безудержно к стяжанию материальных сверхблаг. Он катит на ржавом велосипеде или на маломерном автомобиле, посиживает в свободное время в кафе. Его не очень-то тревожит падение нравов в современном обществе. И в то же время он с уважением, доброжелательно относится к людям строгой морали, исповедующим возвышенные идеалы.

«Амстердам вправе гордиться тем, что вы избрали наш город для празднования юбилея, – приветствовал участников международного форума мэр города Мартин Кохен. – Первые баптисты, гонимые на родине, в Англии, нашли здесь убежище. В 1609 году, изучая Библию, они убедились, что крещение должно совершаться на основе личной веры и свободного волеизъявления, а Церковь должна быть отделена от государства».

Проблемы религиозной свободы всегда волновали баптистов. Томас Хэлвис, как известно, после возвращения в Англию и написания трактата о свободе выбора веры угодил за решетку и закончил земное поприще в тюремных застенках. Такая же судьба постигла многих последователей Хэлвиса.

Увидеть исторические места и почувствовать себя частицей всемирного братства – ради этого стоило приехать в Амстердам в год 400-летнего юбилея баптизма!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1832
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3821
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2871
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2343

Другие новости