Гостей конгресса встречали люди, облаченные по моде XVII века, когда в Амстердам прибыли Джон Смит и его единомышленники.
В числе прочих участников я побывал на международном конгрессе в Амстердаме, посвященном 400-летию баптистского движения в Европе. Почти целый день организаторы форума выделили для посещения памятных мест, связанных с деятельностью первых европейских баптистов. Так что эту поездку можно также назвать паломничеством.
Особенное внимание паломников привлекла старейшая меннонитская церковь на улице Сингел, неподалеку от центра города. Бежавшие в начале XVII века из Англии от гонений религиозные диссиденты во главе с бывшим священником Джоном Смитом и юристом Томасом Хэлвисом, недовольные засильем обрядоверия в Англиканской Церкви, ее подчинением королевской власти, встретили здесь родственных по духу верующих. Тесно общаясь с меннонитами, дискутируя с ними и выявив разногласия по некоторым вопросам, беженцы-англичане пришли к баптистским убеждениям. Это был сложный процесс выработки новых подходов к акту крещения, к отношениям между Церковью и государством. Тогда, отринув традицию крещения младенцев, Джон Смит и его единомышленники совершили акт крещения в соответствии с принципом сознательного принятия христианской веры. Таким образом был публично утвержден главный отличительный фактор баптистской вероучительной традиции – принцип сознательного крещения на основе веры и обращения к Христу.
«Та группа беженцев отважилась быть отличной от других, желая стать церковью Иисуса Христа по учению Нового Завета», – отметил, выступая перед гостями конгресса, генеральный секретарь Евангельско-Баптистской Федерации англичанин Тони Пек.
Внешне здание меннонитской церкви ничем не отличается от соседних старинных строений. Вообще в Голландии было много так называемых «шулькеркен», то есть «потаенных» церквей. Верующие оборудовали их на случай гонений, стараясь выбирать неприметные постройки и укромные места.
В таком месте, спрятанном от внешних глаз, обосновались и тогдашние меннониты. Если снаружи о наличии церкви говорит лишь маленькая табличка, то, переступив порог, человек сразу попадает в церковную атмосферу. Узкие сводчатые коридоры ведут посетителя к залу для богослужений. Сразу бросается в глаза высокая кафедра – «ласточкино гнездо». Над ней возносятся трубы старинного органа. В компактном почти квадратном зале громоздятся длинные темно-коричневые скамьи. Стены опоясаны по периметру двумя ярусами деревянных балконов. Там тоже виднеются высокие спинки тяжеловесных сидений.
Покинув меннонитскую «шулькеркен», мы отправились на улицу Баккерстраат. Четыреста лет назад богатый торговец и судовладелец меннонит Ян Мунтер дал здесь приют членам первой баптистской общины, возглавляемой Джоном Смитом. Еще в конце XVI века Мунтер купил жилые квартиры и цех по производству хлебопродуктов у восточно-индийской компании. Благодаря христианскому добросердечию Мунтера первые баптисты смогли жить, работать и совершать богослужения в главной городской пекарне. По своей простоте эти собрания были похожи на богослужения ранних христиан. «После молитвы и чтения одной или двух глав из Библии мы пытаемся понять смысл и утвердиться в нем: для этого мы откладываем все книги, и после торжественной молитвы первого проповедника он обсуждает прочитанный текст и пророчествует на эту тему от четверти до трех четвертей часа», – свидетельствовали современники Джона Смита.
Здесь делегатов конгресса встречали люди, облаченные в одежды XVII века: приталенные камзолы, длинные чулки, деревянные башмаки с блестящими металлическими застежками. Они раздавали всем памятные сувениры: миниатюрные деревянные башмачки с вложенными в них листками. На листках на английском и голландском языках было написано: «Здесь в 1609 году Джон Смит и Томас Хэлвис вместе с другими беженцами от религиозных преследований в Англии основали первую в мире баптистскую церковь».
В пекарне на улице Баккерстраат собиралась на богослужения первая баптистская община. Фото автора |
Неподалеку от Баккерстраат находится площадь Рембрандта. Подойдя ближе, видишь, как бронзовая фигура художника выплывает из-за густо сплетенных деревьев. Многие искусствоведы считают Рембрандта протестантским художником, так как у него много произведений на библейские сюжеты. «Возвращение блудного сына», «Воздвижение Креста» – эти полотна, несомненно, отражают личный духовный опыт художника, опыт искания Бога.
В Амстердамском доме Рембрандта нет его знаменитых картин. Там представлены в основном только гравюры. На многих из них тоже изображены лица и события из Священного Писания.
Излюбленный фон известных полотен художника – темный. Вообще грязно-серый колорит почти повсеместно главенствует в старой части города. Не отсюда ли он перекочевал на картины Рембрандта? На темно-коричневых и серых домах сияют белизной лишь окна. Белоснежные окна, яркая белая разметка дорог – все это создает причудливую игру светлых линий на мрачноватом фоне.
Дух современного Амстердама, вероятно, определяет человек постмодерна. Современный житель голландской столицы не обременяет себя мучительными поисками истины и не устремляется безудержно к стяжанию материальных сверхблаг. Он катит на ржавом велосипеде или на маломерном автомобиле, посиживает в свободное время в кафе. Его не очень-то тревожит падение нравов в современном обществе. И в то же время он с уважением, доброжелательно относится к людям строгой морали, исповедующим возвышенные идеалы.
«Амстердам вправе гордиться тем, что вы избрали наш город для празднования юбилея, – приветствовал участников международного форума мэр города Мартин Кохен. – Первые баптисты, гонимые на родине, в Англии, нашли здесь убежище. В 1609 году, изучая Библию, они убедились, что крещение должно совершаться на основе личной веры и свободного волеизъявления, а Церковь должна быть отделена от государства».
Проблемы религиозной свободы всегда волновали баптистов. Томас Хэлвис, как известно, после возвращения в Англию и написания трактата о свободе выбора веры угодил за решетку и закончил земное поприще в тюремных застенках. Такая же судьба постигла многих последователей Хэлвиса.
Увидеть исторические места и почувствовать себя частицей всемирного братства – ради этого стоило приехать в Амстердам в год 400-летнего юбилея баптизма!