Еще недавно в супермаркетах работали люди со славянскими лицами.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Когда я иду по Москве, спускаюсь в метро, захожу в магазин – все больше и больше встречаю смуглых узкоглазых лиц. Чужая громкая речь, чужой громкий смех раздражают неимоверно. Ребята, внутренне закипаю я, вы вроде не у себя дома, а не держаться ли вам скромнее? Как-нибудь так в сторонке, чтобы глаза долу и вид виноватый. А то, понимаешь, экономический кризис на дворе, увольнения и безработица, так эти нелегалы мало понаехали – ведут себя как будто здесь их ждали!
И с ужасом понимаю, что становлюсь расисткой.
Да нет, ну какой расисткой, если, увидев на улице негра или индуса, я натурально тревожусь за него и с трудом сдерживаюсь, чтобы не подойти и не тронуть за плечо, дабы просветить насчет нашей замечательной действительности: осторожно, будьте бдительны, тут у нас скинхеды, ваша жизнь в опасности. Да я всегда повторяла вслед за Сашей Черным:
Для всех, кто носит имя
человека,
Вопрос решен от века и
навек –
Нет иудея, финна, негра, грека,
Есть только человек.
Да в советские времена моим любимым городом был интернациональный Баку, а любимым фильмом – узбекская картина «Влюбленные», где как нельзя лучше демонстрировалась интернациональная дружба народов┘ Да моим любимым местом на земле была и есть датская Христиания – наглядное воплощение мирового интернационализма, свободы и братской любви┘
Так что со мной такое происходит в нынешней Москве?
Москва никогда не была краше, чем во времена Олимпиады-80. Вот уж был пустой, чистый и удобный для проживания город! Но то была искусственно созданная ситуация, с выселением за сотый километр неугодных элементов и прочими причудливыми перегибами вроде непущания командированных. Никто и не мечтает о подобной утопии в повседневной жизни столицы, однако┘
На рынках и в заведениях общепита гастарбайтеры – привычное явление. Фото Арсения Несходимова (НГ-фото) |
Еще пять лет назад в супермаркетах работали люди со славянскими лицами, о чем я вспоминаю всякий раз, когда слышу, что москвичи-де не желают трудиться на малопрестижных работах. Сейчас даже в элитной «Азбуке вкуса», даже в бутиках – сплошь Средняя Азия: таджики, киргизы, узбеки. Бестолковые, неповоротливые, переговаривающиеся между собой по-своему (а на бессознательном уровне непонятное вызывает страх и враждебность)┘ То объясняй им, что такое кольраби, то жди, пока они разберутся с кассовым аппаратом┘ То радуйся, что опять напутали и выставили цену на золотое киви (которое дороже раз в пять) как на обычное. Я готова мириться с чужаками на рынках – там пусть и будет их вотчина. Но не в дорогих магазинах, где наценка на все – на дизайн, комфорт, обслуживание и, кажется, сам воздух. Короче, хочу у прилавка магазина тетю Машу, а у прилавка бутика несостоявшуюся модель!
Мамочки мои, я точно стала расисткой.
Нет, ну какой же расисткой, если, когда вижу у дороги кучку нелегалов, ждущих, чтобы их наняли на любую работу, я испытываю к ним самое горячее сочувствие. И когда по телевизору показывают бесправных азиатских рабочих на стройках – мне тоже их очень жалко. Но жить в доме, построенном этими людьми, я бы категорически не хотела. Страшно жить в таком доме.
С другой стороны, оккупировали таджики дворницкое дело в Москве – ведь не нарадуешься, какими чистыми стали наши дворы (мой, например, – так просто хирургически чистым). А ведь народ меньше мусорить не стал – убирать стали ежеминутно и круглосуточно. Вот, спрашивается, если я за дворников-гастарбайтеров, но против гастарбайтеров в торговле и на стройке – расистка я или нет?
Хорошо, давайте серьезно. Оказывается, по гастарбайтерству Россия уже занимает первое место в Европе и второе (после Америки) место в мире. Но там-то, на прекрасном Западе, все законно и отлажено, а у нас что рынок получился дикий, что┘ Союз развалился 20 лет назад, а жители бывших союзных республик въезжают в Россию с такой же легкостью, как тогда, когда у нас всех был «наш адрес не дом и не улица – наш адрес Советский Союз». Коль дома невмоготу – есть другие сопредельные государства (кстати, сходные по культуре и языку), почему на России свет клином сошелся? Там у них, видите ли, нет работы, но у нас здесь с работой тоже не фонтан – так зачем нужны конкуренты? Рыночная экономика отнюдь не располагает к душевности. И особенно коробит, что едут сюда из республик, откуда совсем недавно русские выдавливались и вынуждены были бежать сотнями тысяч. Объясните мне, глупой блондинке, а также моему соседу-обывателю – почему бы не пускать гастарбайтеров в Россию исключительно по рабочему приглашению и визе?
Многим кажется, что мигранты в Москве чувствуют себя слишком уверенно. Фото Евгении Штоколовой (НГ-фото) |
Толерантность как снисходительность и терпеливость к чему-то второсортному нехороша даже на юридически отлаженном Западе. Там уже хлебнули на эту тему – когда к ним из феодализма на машине времени (самолете) стали прибывать граждане. Которые, вместо того чтобы приспосабливаться к обретенной цивилизации, стали чуть ли не на государственном уровне требовать исполнения их феодальных обычаев. Если человек развит духовно и интеллектуально – совершенно все равно, какой у него цвет кожи и разрез глаз, в противном случае он не монтируется с развитым обществом, а пожалуй, что и вреден для него.
Я как российская гражданка имею право на качественное обслуживание в магазине. И на то, чтобы не бояться жить в новом доме. И на то, чтобы меня в моем жизненном пространстве не теснили пришельцы. Неужели это расизм?