Муравьиные дороги похожи на автострады, но движение на них более организованное.
Фото Ольги Баумгертнер
Пробки на дорогах обходятся экономике Германии в круглую сумму – 100 млрд. евро в год. Эти данные смогли, судя по сообщениям «Дойче велле», подсчитать эксперты Федерального объединения немецкой промышленности. У нас в России подобных сведений днем с огнем не найдешь. Правда, в отдельных газетных публикациях называется цифра 40 млрд. руб., в год. Однако, по оценке президента ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций «РОДОС» Олега Скворцова, в России за год в дорожных заторах теряется около 100 млрд. руб. А вот вице-президент Российской академии транспорта Евгений Лобанов полагает, что в Москве час простоя в пробке в будничный день стоит государству почти 500 руб. с каждой легковушки и более 16 тыс. с одного автобуса. И каждый год пробки «дорожают» на 4%. Неясно, впрочем, какие потери при этом принимались в расчет. Но найти другие, более достоверные источники и, более того, поговорить с государственными экспертами на подобную тему мне, несмотря на все усилия, не удалось. В федеральном Министерстве транспорта меня переадресовали в Росавтодор, а там сообщили, что это не их забота. Эксперты из этой солидной государственной организации даже попробовали меня убедить, что подобную статистику надо искать в┘ ГИБДД. Я думаю, что она вряд ли напрямую интересует нашу милицию. Возможно, с учетом оценочной величины народно-хозяйственного ущерба это уже должно входить в компетенцию премьер-министра. Хотя немецкие ученые полагают, что это проблема скорее психологическая, чем межведомственная. В поисках путей предотвращения пробок, сообщает «Дойче велле», немецкие ученые решили присмотреться к поведению┘ муравьев, тем более что их переплетающиеся тропинки имеют немало общего с сетью автострад.
Андреас Шадшнайдер, профессор теоретической физики, выяснил, что пробок на муравьиных трассах не бывает. «В отличие от человека муравей в своем поведении на дороге совершенно неэгоистичен, – поясняет ученый. – Для муравьев главное – вовсе не быстрое продвижение вперед отдельной особи, а общее благо всей колонии, – отмечает «Дойче велле». – Поэтому на муравьиных тропинках – в отличие от автострад – нет тех, которые, поджимая сзади других, рвутся всех обогнать. Муравьи отличаются единообразием в поведении и склонны перемещаться с одинаковой скоростью». Оказалось, например, что муравьям неведом такой широко применяемый водителями маневр, как обгон. Да и вообще больших различий в скорости передвижения на муравьиных тропах исследователи не обнаружили, а ведь именно такие различия и являются одной из главных причин образования пробок на автотрассах. Муравьи перемещаются цепочками в колонну по одному – так сказать, в затылок друг другу, – и каждая отдельная особь приноравливает свою скорость к скорости остальных. Профессор Шадшнайдер поясняет: «Если более быстрый муравей натыкается на хвост такой колонны, он не пытается ее обогнать, а сразу же пристраивается сзади, и вся цепочка продолжает равномерное движение, сохраняя при этом небольшую, практически неизменную дистанцию между отдельными особями». Благодаря такой тактике средняя скорость перемещения колонны не снижается, даже если плотность движения возрастает. Эксперты, отмечает «Дойче велле», уже давно рекомендуют водителям двигаться со скоростью потока, утверждая, что это – оптимальный стиль вождения. Но доказать справедливость этого утверждения до сих пор никто не мог, поскольку проведение масштабных экспериментов в условиях реального дорожного движения практически невозможно.
Человеческий эгоизм – одна из причин автомобильных пробок. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
Конечно, человек эгоистичен. Как известно, принцип эгоизма в качестве универсального начала человеческой активности был признан в эпоху Просвещения. По сути дела, это манера существования, целиком определяемая мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтение своих интересов интересам других людей. Разумеется, в таком поведении есть свои плюсы и минусы. Но в случае автомобильного движения минусы очевидны. Мне не приходит в голову идея превращения людей в муравьев, пекущихся об общем благе. Но давно существует мнение, что цивилизация, построенная на эгоизме, рано или поздно обречена на гибель. Правда, решение проблемы регулирования уровня человеческого эгоизма остается. Здесь на помощь должна прийти техника. Речь идет о так называемых электронных ассистентах, которыми кое-где оборудуются современные автомобили. Конечно, главная их задача – повышение безопасности, однако они могут внести весомый вклад и в предотвращение пробок, способствуя более равномерному движению. Для этого автомобили должны коммуницировать между собой. Именно так и поступают муравьи, используя так называемые феромоны, или выделяемые ими особые сигнальные вещества, пишет «Дойче велле». С их помощью муравьи помечают свои тропинки. Чем интенсивнее запах, тем больше муравьев используют данную тропу. Если же плотность движения достигает некоторого предельного уровня, насекомые организуют обходную тропинку. «Пока подобные системы не пользуются спросом у водителей, – сетует профессор Шадшнайдер, – но в ближайшие 10–15 лет ситуация может кардинально измениться». Нам остается только подождать, поскольку от эгоизма человечество вряд ли когда-нибудь избавится.