Золотой век галактики Гутенберга: книги еще покупали затем, чтобы читать их.
Художник В.Васнецов, Книжная лавочка, 1876
Когда вы берете какую-нибудь книгу в библиотеке или покупаете в книжном магазине, вы скорее всего и не подозреваете, что в момент совершения этой «трансакции» действуете в полном соответствии с удивительной библиометрической закономерностью. Загадочным образом распределение книг в библиотеках по их популярности или периодических изданий по числу опубликованных статей по определенной тематике укладывается почти в идеальную гиперболическую кривую (так называемый закон Ципфа сформулирован более 70 лет назад). Да чего уж там, Пушкин тоже не предполагал, что в его «Евгении Онегине» слова по повторяемости выстроятся в идеальную гиперболу.
Вещи (изделия, материалы, механизмы, отходы производства, гаджеты) ведут себя подобно особям из любой биологической популяции, взаимодействуют между собой, проявляют индивидуальность, создают «сообщества по интересам»┘
Кто, например, может объяснить, почему 120 тысяч электродвигателей, установленных на Магнитогорском металлургическом комбинате, если их рассортировать по мощности, образуют все ту же правильную гиперболу? (Эту закономерность обнаружил еще в 70-е годы прошлого века отечественный ученый, профессор Борис Кудрин.) Ведь эти машины устанавливались на протяжении 70 лет, десятками тысяч инженеров, работавших независимо друг от друга, живших в разное время, в разных городах и даже в разных странах...
Остается предположить, что вещи сами заботятся о своей самоорганизации. Они каким-то непостижимым образом ускользают из игры по предложенным для них инженерами и технологами правилам, проявляя при этом поистине протеическую изобретательность и текучесть. Картина усложняется, становится трудно предсказуемой еще и потому, что в системе возникают и обратные реакции (feedback): свойства продукта/гаджета определяются пользователями, а не инженерами. Такова, например, история одного из главных мегагаджетов ХХ века – автомобиля.
В 1895 году в США было четыре автомобиля; в 1930-м – 23 миллиона. К 2010 году, по оценке Мирового банка, количество автомашин на Земле достигнет миллиарда. О том, как автомобиль «перелопатил» жизнь и даже внешний облик планеты Земля, написано много. (В 1956-м году президент США Дуайт Эйзенхауэр не скрывал своей гордости: «Из бетона, пошедшего на строительство дорог, можно было бы┘ проложить шесть пешеходных дорог до Луны».)
Но автомобиль – и это, возможно, самое главное, – «перелопатил» не только пейзаж Соединенных Штатов. Он переформатировал мозги американцев, а заодно и значительной части остального населения мира. По данным социологического исследования 60-х годов прошлого века, 40% предложений о браке в США были сделаны в автомобиле. О таком способе использования штуковины под названием «автомобиль», вряд ли мог подумать хоть один инженер или проектировщик┘
Пользователи буквально фонтанируют идеями в порыве отыскать новые, еще неизвестные функциональности даже у вполне, казалось бы, хорошо изученных и освоенных в повседневном использовании «штуковин». Очень часто эти взрывы инновационной активности потребителей принимают характер пандемий. Вот один из самых свежих примеров┘
«Бутанские женщины начали использовать смазку от презервативов для устранения темных кругов под глазами и других косметических и дерматологических дефектов», – сообщает Hindustan Times. И не важно, что врачи считают «полезный» эффект лубрикантов не более чем вымыслом: по словам владельцев местных аптек, «в последнее время женщины стали покупать больше презервативов с целью избавления от сухости и трещин кожи». А вот камбоджийцы – те приспособились использовать смазку, удаленную с презервативов, для лечения угревой сыпи.
Историки выяснили, что презервативами, по прямому и банальному их назначению, пользовался еще фараон Тутанхамон. История книги в современной ее форме кодекса несколько моложе – около двух тысячелетий. Но и тут неистощимая фантазия sapiens’ов уже успела породить несколько нетривиальных способов использования книг. Взять хотя бы самую распространенную сегодня во всем мире форму книги – покетбуки, то есть книги в мягких обложках карманного формата.
По-видимому, способность приспосабливать вещи к тому, к чему их нельзя приспособить, – глубинное антропологическое свойство человека. Кинетическая скульптура Жана Тэнгели «Мотоцикл смерти», 1989. Каталог выставки Ж.Тэнгели в Москве, 1990 |
Обращали внимание, как эти незамысловатые полиграфические «штуковины» располагаются на книжных полках? Они заполняют любые пустые пространства наших книжных хранилищ. Другой, несколько варварский, но не менее демократичный способ использования мягкой обложки – в качестве подпорки под те же прогибающиеся книжные полки, а то и под ножку стола, книжного шкафа, тумбочки и проч., и проч. Стопка шершавых страниц с клеенным корешком идеально подходит для устранения этих мелких коммунальных неудобств.
В прошлом году совсем уж неожиданный рецепт употребления/утилизации книг был опубликован в одном из отечественных глянцевых журналов. Советы эксперта по интерьерам были таковы.
1. Книги разного формата выстраиваете пирамидкой и сверлите толстым сверлом насквозь. Вставляете стержень торшера. Сверху – абажур. Настольная лампа готова.
2. Очень стильно – вырезать из книжных страниц рисунки по трафарету. Последний стон моды – слегка состаренные страницы. Если таковых раритетов нет под рукой, их «┘можно затемнить искусственно, погрузив на несколько секунд в кофе с молоком, а затем прогладив утюгом».
3. Книги, сложенные в стопку и склеенные между собой, облить гипсом и после затвердевания использовать как подставки для деревянных полок.
4. Выдранные из книги страницы «превратят стеклянную бутыль в оригинальную вазу и дополнят ваш «книжный» декор. Склейте их вокруг бутыли в форме звезды или согните полукругом, посередине продев проволоку.
«По-видимому, мы становимся свидетелями какого-то кардинального слома массового сознания, – прокомментировал эти дизайнерские откровения на интернет-портале «Русский журнал» учитель русского языка и литературы Сергей Волков. – Совершен маленький, но очень значимый шаг: книга переводится в иной ценностный регистр, ее задача – превратиться в исходный материал в прямом смысле слова. Даже когда книгу жгли (в разных странах и по разным причинам), сдавали в макулатуру, наклеивали страницами под обои, такого перевода не происходило. Теперь – происходит».
Недаром Владимир Набоков однажды ядовито заметил: «Ибо в мире пошлости не книга становится триумфом ее создателя, а триумф устраивает читающая публика, проглатывая книгу вместе с рекламой на обложке». Не удивлюсь, если образное выражение «проглатывать книгу» скоро можно будет воспринимать буквально.