Иногда на лице невесты можно прочесть что угодно, но не радость.
Фото Петра Кассина (НГ-фото)
Я всматриваюсь в людей, ставших известными благодаря своим прекрасным или ужасным поступкам. Мне так хочется научиться угадывать характеры, чтобы не тратить время на тысячу вариантов, когда добро само на себя непохоже, а зло, наоборот, вызывает доверие.
По телевизору показывали няньку из английских яслей, которая изготавливала детское порно, фотографируя доверенных ей малышей. Зло, оказывается, бывает и таким – в милой белой кофточке, приятно полноватым, с простой и открытой улыбкой. Но я до сих пор не рассмотрела никаких особых отметин.
Вот физиогномисты все знают. Близко поставлены глаза – значит, жизненный кругозор ограничен. Тонкая верхняя губа подразумевает нарциссизм. Большие уши – интеллект, длинный нос – склонность к меланхолии, квадратная челюсть – силу характера. Жестких политиков с девичьими подбородками на свете не бывает. За внешностью Карабаса-Барабаса нежная душа скрываться не может, только Карабас там и может быть.
И психологи все знают. «Эпилептоид мрачен и хорошо организован, шизоид мыслит неортодоксально, творчески». Любой душевный пейзаж у них снабжен табличкой, как в галерее. Художники – шизоиды, смотрители – эпилептоиды, и мы рядышком в кучу сбились, параноики-истероиды.
Барак Обама вызвал недовольство англичан тем, что покровительственно отнесся к Гордону Брауну. Фото Reuters |
Книжки «Помоги себе сам», почти все, – о вранье себе или другим. Я не понимаю, какой смысл притворяться идеальной женщиной с Венеры, чтобы очаровать марсианина, если рано или поздно начнется сосуществование двух землян? Или самогипноз: «Я очень успешный человек!» Это помогает только уверенным в себе. Тем, у кого самооценка низкая, – наоборот, вредит, вызывая еще более темные настроения.
В книжных магазинах полки забиты: «как, как, как»... Стать миллионером, выйти замуж, ходить по чужим головам. «Если вам задают неприятный вопрос, не отвечайте на него с использованием местоимения «я». Как только произнесете «я», вы сразу начнете оправдываться. А ваша задача – оставить проблему спрашивающему. «Почему ты вообще об этом заговорил?» – «Как почему, да просто я...» «Вот пусть теперь сам выкручивается!» Оттачивают подобные техники чаще всего на близких, в результате многие важные диалоги умирают на полуслове.
Но есть язык, которому можно верить. Я увлечена чтением журнальной колонки, где профессиональный body-лингвист комментирует фотографии знаменитостей. Колонка эта предсказывает разводы звезд задолго до того, как намеки на их семейное неблагополучие просачиваются в прессу. Достаточно посмотреть, кто кого как обнимает, как смотрит на партнера, – и история готова.
А телодвижения политиков! Это целая повесть о взаимоотношениях стран. Британцы, которые считают, что США ведут себя с ними до обидного снисходительно, были недовольны поведением Барака Обамы и его супруги. Перед тем как войти на Даунинг-стрит, 10, американский президент положил руку на спину британского премьера. Причем покровительственно так: мол, вперед, Гордон, не робей! А его жена по-свойски вела себя с королевой – обнимала, словно свою престарелую тетушку.
Я до того заинтересовалась этим тайным языком, что научилась делать самостоятельные выводы. Принц Чарльз и Камилла чувствуют друг друга на расстоянии, как синхронные пловцы, и всегда смотрят в одном направлении. Меня поразил снимок, где, неведомо один для другого, оба касаются своих лиц абсолютно одинаковыми движениями.
Загримировался – и ты уже совсем другой человек. Фото Reuters |
Мадонна, целующая знакомую актрису, – как хищная птица, готовая заклевать голубку. Тело отдельно от головы, спина прямая... Деми Мур с дочерью и молодым мужем. Она немножко предала свою дочь: та широко улыбается на переднем плане, уверенная, что позирует для дружного семейного портрета, а мама в это время за ее спиной воркует со своим Эштоном.
Алла Пугачева с Галкиным. На всех фотографиях видно, кто главный: ее рука с хозяйской уверенностью обвита вокруг его шеи. Но он – парень себе на уме: вроде доволен и в то же время слегка отстранен, не хочет отдавать себя целиком.
Язык тела трудно подделать. В его алфавите плохие знаки сильнее хороших, а правила безапелляционны. Например, скрещенные на груди руки, подергивание мыском туфли, разворот тела в противоположную от собеседника сторону зачеркивают любую улыбку, даже сопровождаемую дружескими кивками.
С этим новым знанием я листаю семейный фотоальбом. Вот свадебная фотография. Эх, почему не работают в загсах штатные толкователи телодвижений и гримас? Они бы всех быстренько вывели на чистую воду:
«Обратите внимание, как фиксированная улыбка с крепко сжатыми зубами показывает внутреннее напряжение жениха. Он склонился к невесте, чтобы обнять ее, но его растопыренные пальцы и глаза, пристально глядящие в камеру, а не на приникшую к нему влюбленную женщину, выдают неестественность позы. Что сказать про даму? Она выглядит нуждающейся стороной, и ее направленный вдаль зачарованный взгляд принадлежит не взрослой женщине, а скорее потерявшему голову подростку. Коротко этот союз можно охарактеризовать так: к супермену прилип банный лист».
Боже, как обидно.
– Почему ты об этом заговорила спустя столько лет? – вопросом на вопрос, как в той книжке. – Ну, нервничал я. Не хотел, чтобы ты заметила... – он переворачивает страницу. – Лучше на себя посмотри. Вот тут... Сбежать приготовилась?
Могла и сбежать. Меня тоже мучили страхи. Вообще среди женихов и невест, собравшихся в тот день во Дворце бракосочетания, мы оба выделялись не только возрастом, но и до неприличия серьезными лицами. Хотя некоторые из тех молодых и счастливых уже развелись согласно статистике.
На всякий случай пролистываю другой, свежий альбомчик. Здесь вроде все нормально, тайный язык не врет. Но я рада, что не понимала его тогда: уж очень он располагает к быстрому суду. А ведь почти всё на свете заслуживает второго шанса.