В залах библиотек тишина и пустота. Какие специалисты с дипломами выйдут из вузовских стен?
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Пик лета. Идет прием документов в вузы, куда абитуриенты будут зачисляться по результатам ЕГЭ. Говорят, в этом году их, абитуриентов, меньше, чем мест в вузах. Вроде надо радоваться такому режиму благоприятствования для поступающих, но в воздухе почему-то отчетливо веет профанацией.
В добрые старые времена сперва ты трудился, чтобы школьный аттестат был не менее 4,6 балла – проходной уровень. Потом, сдав выпускные экзамены в школе, мчался сдавать экзамены в вуз, а если недобирал полбалла по истории или английскому – устраивался на работу, по вечерам занимался в читалке, а на следующее лето опять отправлялся штурмовать выбранный вуз. Целеустремленность вырабатывалась и характер закалялся (я знаю людей, которые поступали на седьмой раз) – ого-го какие!
Теперь же наблюдается какое-то последовательное культивирование инфантильности: весь 11-й класс школьников натаскивают на ЕГЭ, пишут с ними демонстрационные варианты по разным предметам; на самом экзамене учителя вовсю шлют ученикам эсэмэски с правильными ответами… После чего новоиспеченному абитуриенту остается разослать результаты своего ЕГЭ по вузам и ждать приглашения в студенты. Вот так просто, незатейливо и обезличенно. И никаких тебе любовей и дружб, вспыхнувших в процессе штурма высот плечом к плечу (пройти вместе абитуру на какой-нибудь сценарный факультет ВГИКа было – как побывать вместе в разведке, такое не забывается).
Поступить стало легче: сплошь и рядом претендентов меньше, чем мест. Фото Григория Тамбулова (НГ-фото) |
p>Построенная на тестовости система ЕГЭ – какая это, к черту, проверка знаний? Чисто угадайка в духе телепередачи «Кто хочет стать миллионером». И это особенно претит в таком предмете, как литература. «Где разворачивается действие повести Лермонтова «Герой нашего времени»? 1) на Кавказе, 2) в Крыму, 3) в Персии, 4) в Петербурге». «Одной из главных особенностей есенинской поэзии является: 1) подчеркнутая публицистичность, 2) классическая строгость, 3) песенный лиризм, 4) обличительный пафос». Невооруженным глазом видно, что востребована поверхностность, а не глубина знаний. Впрочем, в этом году ЕГЭ по литературе, можно сказать, похорошел – заданий на «выбери правильный ответ и поставь галочку» не было, зато были вопросы типа: «Кто указал Гриневу путь в буране?» Кому, спрашивается, понадобилось прививать кроссвордовость мышления молодым – неужели Министерству образования?
Творческие вузы – особые. Для поступления в них раньше необходимо было пройти творческий конкурс, состоящий из нескольких этапов. Сперва человек присылал свои работы по почте: на режиссерский факультет – режиссерскую экспликацию, в Литературный институт – прозу или стихи, на факультет журналистики – газетные публикации и т.д. На этом предварительном этапе происходил основной отсев профнепригодных: из 800 присланных работ «проходили» примерно 100. Авторы их допускались к следующей ступени – написанию в присутствии экзаменационной комиссии работы на заданную тему (сценария на сценарном факультете, рецензии на киноведческом и т.д.). К третьему этапу – собеседованию – оставались действительно лучшие из лучших, и только после удачного собеседования доходила очередь до сдачи экзаменов по общим предметам. Их результаты, кстати сказать, были менее важны, чем оценка за творчество; если у тебя за творчество было пять с плюсом, ты мог быть уверен, что тебя не то что не завалят на общих предметах – приемная комиссия будет тебя всячески «тянуть». На актерских факультетах после третьего тура, как правило, оставалось столько человек, сколько всего набирали на курс. Подобная система обеспечивала набор действительно одаренной молодежи – люди случайные и графоманы в процессе творческого конкурса гарантированно отсеивались. И мне кажется, это справедливо для творческих вузов.
Абитуриенту – сюда. В отличие от былых времен, уже без трепета.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
А теперь представьте мое изумление, когда знакомая с факультета журналистики МГУ поведала, что с этого года у них нет предварительного творческого конкурса: присылать свои газетные публикации больше не требуется. Нынче творческий конкурс на факультете журналистики МГУ заключается в написании сочинения и собеседовании – и только. Если абитуриент в состоянии написать сочинение – разве это гарантия того, что он может стать пишущим журналистом? И уже приезжают абитуриенты из провинции, которые имеют стобалльные результаты по ЕГЭ, но заявления о допуске к экзаменам пишут с грамматическими ошибками… Кажется, факультет наш превращается в ПТУ, горестно заключила она.
Такое впечатление, что одаренность и профессионализм в России больше не нужны, а нужны поверхностность, нивелировка и липовые баллы. Каких специалистов мы получим через пять лет? Даже думать не хочется…