Днем он преподает биоэтику, вечером – ведет радиоэфир.
Фото Аллы Митрофановой
Маленькая комната заставлена коробками, завалена журналами, из мебели – стол, на котором одиноко красуется ноутбук, и три стула. Табличка на двери свидетельствует: «Информационно-издательское управление Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата». Напротив – главный герой сегодняшней встречи иеромонах Димитрий (Першин). Руководитель управления. Так же вполне органично, как и здесь, он может смотреться в наушниках ведущего популярной новостной радиостанции, где ведет программу по ночам, и в аудитории вуза, где преподает студентам-медикам биоэтику, и возле скаутского костра, поскольку он – «один из инициаторов возрождения скаутского движения в России» (так пишут о нем). Еще он директор центра библейско-патрологических исследований, а также автор множества статей: публицист, культуролог и миссионер... Перечисление видов деятельности отца иеромонаха может занять массу времени.
Запутавшись в регалиях, интересуюсь: «А есть у вас собственное определение самого себя?» – «Все очень просто. Я хоббит», – заявляет отец Димитрий.
Для справки: если верить автору «Властелина колец» Джону Рональду Руэлу Толкину, хоббиты – маленький народец, высотой в половину человеческого роста (около 90 сантиметров), из-за малого роста их также называют полуросликами. Приглядевшись внимательнее, ничего подобного не увидела┘ Чтобы не мучилась в недоумениях, отец Димитрий поясняет: «Я хоббит, потому что всему на свете предпочитаю свою норку и чай с молоком, а жизнь, напротив, проходит в поездках и встречах». Так что по главным хоббитским меркам все сходится.
Одна из тем, которую отец Димитрий поднимает на лекциях, во встречах со студентами, в интернете и радиоэфире, – демографическая катастрофа в стране: «Более двух миллионов российских абортов в год (с учетом криминальных), умноженных на двадцать лет нашей свободы, дают такое количество уничтоженных в России людей, которое равно всему населению Украины... И ведь абортный геноцид – это не только запустелые садики, школы и вузы, но и пустые глаза тех, кто по собственной воле лишил жизни своих детей».
В своих лекциях, которые иеромонах читает в ряде московских вузов, он так анализирует те причины, которые превратили аборт из преступления, каким он был в Российской империи, в рутинную медпроцедуру во времена позднего СССР: «Марксизм-ленинизм запрещал мысли о душе, которую Бог вдыхает в момент зачатия. Эта идеология определяла личность лишь как продукт общественных отношений. Поэтому малыш, который еще не родился и тем самым еще не вошел в социум, представлялся бездушной биомассой, не подлежащей правовой защите. В результате атеистическая гипотеза, превращенная в идеологию, обернулась катастрофой для России».
Что же делать? По мнению иеромонаха-биоэтика, главная проблема внутри нас, в наших ценностях и в нашем сознании: «А между тем в постсоветской Польше именно население добилось запрета на аборты. И в этом заслуга Католической Церкви. Даже в соседней Украине статистика абортов за последние годы уменьшилась почти в пять раз. Не случайно в 2005-м премьер этой страны Юлия Тимошенко обозначала свою предвыборную позицию так: «Украина не поднимется с колен, пока не станет на колени пред Богом». Значит, вопросы высшего смысла жизни небезразличны для ее электората и украинского народа в целом. Судя по абортной статистике, о России этого сказать нельзя».
Конечно, критика абортов – не главное в курсе лекций, который читает отец Димитрий: «Биоэтика говорит о нравственном измерении деятельности человека в медицине и биологии. Эта дисциплина необходима для того, чтобы врач, выходя из стен учебного заведения, соотносил свою профессию с этикой и умел видеть в казусах – судьбы, а в пациентах – людей».
![]() Братство православных следопытов. Наверное, каждый порядочный хоббит должен создать какое-нибудь братство... Фото Екатерины Юдиной |
По словам отца Димитрия, за последние годы отношение студентов к этому предмету изменилось. «Раньше многих шокировала сама мысль о том, что медицина – это пространство милосердия, в котором, согласно клятве Гиппократа, нет места ни абортам, ни эвтаназии, ни врачебной лжи!» – вспоминает он.
Сейчас питомцы медицинских вузов демонстрируют более спокойное и вдумчивое отношение. И не только от того, что отец Димитрий во время сессии ставит зачет за знания, а не за позицию. Просто современные студенты стали, по его наблюдениям, другими: более свободными от любых идеологий и стереотипов.
В стенах вуза – строгий преподаватель, вне стен – играет со студентами в снежки...
Возрождение скаутского движения в России – одна из главных «игр-забот» отца Димитрия. Он один из организаторов Братства православных следопытов (видимо, каждый порядочный хоббит просто обязан создать какое-нибудь братство). По словам отца Димитрия, основная задача педагогов-инструкторов братства – не только дать детям какие-то знания, впечатления, навыки, а научить их отдавать.
«Мы говорим: да, ты будешь развиваться, ты получишь знания не только о церковной жизни, миссии, но и о том, как жить и выживать в некомфортных условиях, например, без палаток в зимнем лесу (как мы ночевали в этом году под Рождество). У тебя будут морские и гонрые лагеря, таежные походы, байдарки и парусники, но что еще важнее – друзья по всему миру. Ты научишься ориентироваться по звездам, овладеешь топором и ножом, освоишь навыки, которые пригодятся тебе не только сейчас, но и в дальнейшем, но все это – лишь средство для того, чтобы, научившись сам, ты мог поделиться с другими», – рассказывает отец Димитрий.
Например, одним из таких испытаний на главное умение стала организация следопытской тропы для воспитанников детского дома во Владимирской области. Ребятам поставили задачу: сделать все без помощи взрослых. Опытные следопыты, уже получившие свои разряды, должны были сами разбить палаточный лагерь и костровую площадку, подготовить трассу со всеми веревочными «паутинками», укрытиями и огневыми позициями, провести эстафету, поиграть в смешные игры, и, конечно, научить новичков печь следопытский хлеб.
«Наша цель – показать подростку, что ему под силу решать задачи самому, – говорит отец Димитрий. – Воспитание детей – это всегда формирование будущего. Хотелось бы воспитать людей действия, людей, которые могли бы сказать о себе словами Константина Кинчева: «Я иду по своей земле к Небу, которым живу!»
А с недавнего времени отец Димитрий не спит по ночам. Точнее, каждую третью неделю с понедельника на вторник с 4.00 до 6.00. Отвечает на вопросы в прямом эфире в радиопередаче под названием «Служба доверия». Не путать с одноименным телефоном┘ Многие все-таки путают, звонят, чтобы обсудить горести и трудности. Но на самом деле прямой радиоэфир – это уникальная возможность поговорить о многом. О литературе, о рок-музыке, о байкерах, об интернет-пространстве, о родных отцу Димитрию хоббитах, наконец┘ Так что кому не спится – он на связи.