Обычно я веду образ жизни размеренно-оседлый, поэтому каждая вылазка за пределы Москвы, пусть недальняя и краткая, превращается в «Большое путешествие». Но двухдневная поездка в городок Касимов стала Большим путешествием без кавычек. Прежде всего благодаря вдохновенному экскурсоводу, так не похожему на замотанных тетенек, по долгу службы заученно бубнящих «посмотрите налево, посмотрите направо». Нашего и экскурсоводом называть не хочется: он – вдохновенный вожатый и поводырь. Поскольку сам он говорит, что «не кормится экскурсиями», а желающих попасть пруд пруди, не буду называть его фамилию, дабы избежать ненужной рекламы. Лучше, пользуясь случаем, передам привет подруге Даше, благодаря которой удалось попасть на экскурсию, устроенную одним гуманитарным вузом.
До поездки о Касимове мне не было известно ничего, кроме названия и примерного местоположения – в Рязанской области, на реке Оке. Добираться из Москвы не ближний свет – 260 с лишним километров, 4 часа автобусным ходом. Правда, весной, летом и осенью есть другой путь, водный – например, теплоходная «Московская кругосветка» включает крошечный (35 тысяч жителей, если верить интернету – а кому же еще верить?) Касимов наряду с такими «монстрами», как Нижний Новгород, Ярославль, Рязань┘
Краткую историю города мы прослушали еще в автобусе: в 1152 году в летописях впервые упомянут Городец Мещерский, волей Юрия Долгорукого ставший крепостью и два века спустя разгромленный татарами. Во второй половине XV века Касимов стал Касимовым – по имени казанского царевича Касима, который бежал от ханских междоусобиц под крыло Москвы и получил за это Городец Мещерский, еще на два столетия ставший центром Касимовского ханства. «Рука Москвы» протянулась через всю историю города, вплоть до ХХ века, когда касимовцы на несколько лет оказались «подмосквичами»: с 1929 по 1937 год Касимовский район входил в состав Московской области.
Конечно, вожатый наш говорил подробнее и интереснее. Хотя слушали его в оба уха до поры до времени. Четыре часа – путь неблизкий, и молодым студенческим организмам, на дорожку от души хлебнувшим кока-колы, потребовалась, если прибегнуть к эвфемизму, «зеленая остановка» в уютных лесных сугробах. Поначалу прерывать вдохновенную речь поводыря девушки – а их, как водится, больше, чем юношей, – не решались, терпеливо елозя на сиденьях и надеясь, что остановка случится вот в этом лесу┘ или за тем поворотом┘ эх, какое подходящее место проехали┘ Наконец, девушки с заднего сиденья начали потихоньку, а потом все громче и громче привлекать внимание экскурсовода, скандируя слово «лес». «Лес? – услышал, наконец, вожатый и приподнял брови. – Ах, да – лес┘ Лес, который мы проезжаем, во времена царевича Касима стал владением боярина┘» Через полчаса самая отчаявшаяся студентка с писком «ой, не могу больше!» через весь автобус пробралась к экскурсоводческому креслу. Ее бурный монолог со словами «срочно» и «хоть где-нибудь» возымел действие: наш вожатый, наконец, окинул заоконный пейзаж взглядом не историка, а современника. Пейзаж был неутешительным: хваленые леса не раз воспетой в литературе Мещерской стороны, как назло, иссякли, превратившись в куцые перелески, в которых не спрятаться и мышке-норушке. К поводырю направилась маленькая, но решительная делегация, готовая на все. Автобус остановился в чистом, хорошо просматривающемся поле с парой чахлых прутиков. Но изнемогающим экскурсантам было не до приличий, и через минуту окрестность напоминала место проведения акции международного движения «Долой стыд!».
После этого жить стало лучше, жить стало веселее, а оставшийся путь до Касимова получился необыкновенно легким и приятным. Маяковский в стихотворении «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка» писал про город-сад. Касимов – город-овраг. Он исчерчен оврагами вдоль и поперек. Они имеют названия – Сиверский, Никольский, Успенский┘ Есть улица Заовражная. Хотя большинство улиц названо по-советски – Октябрьская, 50-летия ВЛКСМ, Карла, разумеется, Маркса... Улица Советская тоже – она почему-то является центральной, а не улица Ленина. И почему-то имя Ленина – совсем уж не по масштабу – носит переулок┘
Городская архитектура – сплетение русской и татарской истории. Православных церквей больше – Никольская, Ильинская, Успенская, Благовещения, Богоявления, церковь Троицы, Вознесенский собор┘ Почти все отчаянно требуют ремонта или ремонтируются – точнее, восстанавливаются из руин. К «мусульманским религиозно-культовым сооружениям» относятся старая татарская мечеть с минаретом (сейчас там краеведческий музей). Рядом – XVI века текие (в переводе с татарского – «мавзолей») Шах-Али-хана. Возможно, здесь находится прах казанской ханши Сююмбеки, выданной Ивану Грозному и ставшей нелюбимой супругой касимовского правителя Шах-Али. Злая Сююмбеки незваным гостям отомстила: едва мы отошли от мавзолея, как наш автобус застрял буквально на ровном месте. Натужно кряхтя и ревя, он почти час пытался преодолеть небольшую дорожную вмятину, а в окна царапались черные-черные ветки деревьев, окружающих местную психиатрическую больницу┘
На окраине – текие Афган-Мухамеда, хивинского царевича, в 1622 году 11-летним мальчиком едва не павшим жертвой в борьбе за власть. Был увезен в Москву к русскому царю, которому и служил до самой смерти в 1648-м. Вдова перевезла тело в Касимов, построила мавзолей, и хивинский царевич нашел вечный покой среди рязанских снегов. Попасть в текие может любой желающий (по крайней мере, мы сделали это беспрепятственно), но следов вандализма нет – кроме окурков на земляном полу.
Чем занимаются касимовцы на досуге – загадка: за два дня нашего пребывания город выглядел почти безлюдным. Некоторое представление о житье-бытье дают вопрос-ответ с местного интернет-форума: «Подскажите, пожалуйста, где можно нормально отдохнуть в Касимове в Новый год. Есть ли нормальные ночные клубы или что-то в этом роде?» – «Алена, ты слишком лестного мнения о нашем славном городе ))) клубЫ )) Все на елку на пл. Ленина собираются. Из клубов только «SPACE» =)». Хотя на овражной тропинке, ведущей к храму, встретилась женщина, оказавшаяся бывшей москвичкой. Живет здесь уже 15 лет и по столице не скучает.
Наша обратная дорога тоже вышла нескучной и приятной – «зеленая стоянка» случилась в нужное время и в нужном месте. А вожатый читал вслух Паустовского: «Можно еще много писать о Мещерском крае. Можно написать, что этот край очень богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. Но я нарочно не пишу об этом... Я люблю Мещерский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно. На первый взгляд это тихая и немудрая земля под неярким небом. Но чем больше узнаешь ее, тем все больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю...»