Впереди православная Пасха, и горожане независимо от их веры и национальности покупают куличи.
Фото Виктора Мордвинцева (НГ-фото)
Между иудейской и православной Пасхами особые отношения: праздник у православных в наше время всегда следует за еврейским. В первые века истории христианства оба праздника отмечались в один и тот же день – 14-го числа месяца нисана. В результате богословских споров Вселенский Никейский Собор в 325 году ввел правило праздновать христианскую Пасху в первое воскресенье после полнолуния по юлианскому календарю, чтобы подчеркнуть отличие христианства от иудаизма. Но взаимная зависимость частично сохранилась и наложила на обе общины свой отпечаток. В связи с этим сложились некоторые интересные... нет, не обычаи, все же только привычки, о которых в общем-то не говорят, но осуществляют их на практике.
Песах – еврейская Пасха – один из основных праздников в религиозном календаре иудеев. Длится восемь дней, в течение которых принято веселиться в честь обретенной 3300 лет назад свободы от египетского рабства. Веселиться, но как! В эту восьмидневку действуют особые правила диеты, которые у евреев, как известно, даже в обычное время весьма строги. Называется это «кошер ле Песах», то есть дозволенное к употреблению в пищу во время Пасхи. Трудно перечислить ограничения: прежде всего квасной хлеб в любом виде, все виды круп, водка, пиво и многое другое, то есть все то, что производится в результате заквашивания или просто может быть заквашено, или даже то, что хотя бы немного напоминает то, что может закваситься.
Первые два вечера полагается устраивать особое праздничное застолье – «седер Песах». Здесь установлен особый ассортимент и порядок праздничных блюд, в число которых входит зажаренная на открытом огне куриная шейка, есть которую запрещено, потому что она только символизирует пасхальную жертву, а не заменяет ее. Поэтому этот кусочек мяса обуглен до черноты, чтобы сделать его несъедобным. Ритуальная трапеза также включает в себя неоднократное поглощение горького хрена, сначала в «голом» виде, затем перемешанным со сладким десертом под названием «харосет», но от этой добавки хрен слаще не становится.
Ну и, конечно, маца – пресный хлеб из незаквашенной муки, опресноки. Маца названа в Библии «хлебом бедности». Грустно, но добросовестно грызут российские евреи на пасхальных застольях квадратные листы бледной – потому что российская выпечка некачественная – и безнадежно безвкусной мацы. Почему-то эта привычка осталась едва ли не последней, от которой не отказывались даже в те годы советской власти, когда религию уже и сами люди воспринимали как рудимент прошлого. В 70–80-е годы инженеры, пенсионеры, педагоги и прочие советские люди «еврейской национальности» на пороге апреля старались достать мацу. Я помню случай, когда мои знакомые расплатились со знакомым медиком невесть откуда добытой пачкой опресноков. Свобода дорогого стоит. К этой мысли евреев веками приучает религия, каждый год напоминая, что есть ценности выше, чем материальное благополучие.
В Москве, этом новом Вавилоне, все традиции перемешались: на Песах мацу едят не только евреи, но и все желающие. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
К квасному евреи не притрагиваются все восемь дней, пока длится празднование Песаха. А пока они празднуют Песах, для православных наступает самая строгая неделя поста. Сотрудники в организациях стараются не ходить на обед, чтобы не травить душу. В обеденный перерыв достают свой скромный сухой паек, принесенный из дома. И тоже грызут пресные галеты, разводят кипятком порошковое пюре и другой фаст-фуд, не содержащий ингредиентов животного происхождения.
Но вот наступает Светлое Христово Воскресение. Православный люд устремляется в храмы святить яйца и куличи. Сорокадневный пост закончен, можно разговляться. Иудеи же крепятся еще сутки или несколько до наступления православного пасхального воскресенья, в зависимости от того, на какой день недели в году приходится завершение Песаха – ведь иудейский календарь «плавающий».
Но вот заходит солнце, и соблюдавшие предписания иудейской Пасхи, невзирая на поздний час, устремляются в булочные. Берут батон, а то, истосковавшись по квасному, и два. Потом, несколько смущенно, тянут руку за куличом. Речь, конечно, не идет об абсолютно религиозных евреях, скорее, о некотором количестве светских людей, стремящихся к более или менее добросовестному соблюдению традиций предков. И кулич, который они покупают в обычном магазине, не освящен в христианском храме. Дома, вдали от внимательных глаз собратьев по иудейской общине, некоторые прихожане российских синагог с удовольствием едят сдобную выпечку, считая это заслуженной наградой за «пережитый» праздник, все-таки по количеству ограничений больше напоминающий пост, а не разгульное разговление.