По Большой Покровке вроде бы гуляют жители XIX века.
Фото автора
Имитация – норма и суть. Что бы осталось от нашей жизни, если бы мы в ней ничего не имитировали?
Вот на площади Горького в Нижнем Новгороде растет сакура. Как бы растет – ее имитируют световые гирлянды. Когда-то на этой площади действительно высаживали редкие породы деревьев. Была идея воссоздать здесь кусочек Капри, любимого писателем райского острова. Фонарные столбы были увиты декоративным виноградом. Но из-за плохого ухода почти все растения погибли. О старой задумке до сих пор напоминает разве только выжившее вопреки всему пробковое дерево, совсем не презентабельное, кстати, с виду. Зато теперь здесь сакура флюоресцирует┘
Или по главной улице Большой Покровке как бы гуляют жители XIX века. В разных позах там расставлены чугунные скульптуры. Городские власти самонадеянно называют эти объекты памятниками. Дама на лавочке с мальчиком, другая – с зонтиком под руку с господином, чистильщик сапог, фотограф┘ Они имитируют городскую жизнь. Примечательно, что с реальной городской жизнью на главной улице те же муниципальные власти борются. Вяло, но хронически. То уличных музыкантов с нищими попытаются здесь запретить, то торговцев всякой всячиной. Вот и недавно местный районный глава опять посетовал, что «на этой улице кого только не увидишь: и представителей различных сект, и различных компаний, которые распространяют различные буклеты, я не говорю про все остальное». По одной фразе заметно, что чиновника просто раздражает все различное (не говоря про остальное, конечно, тоже). Вот имитация – совсем иное дело. Имитация – это всегда унификация. И предсказуемость. Памятники – они и завтра, как вчера, они всегда на своем месте, что бы там ни фантазировал Пушкин.
Или другой распространенный у нас вид – ИБД, то есть имитация бурной деятельности. Последняя, как правило, особенно ярко выражена в цифрах. На днях, например, мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов подивился отчетам об уборке снега. По этим бумагам, в Сормовском районе в феврале дорожные предприятия вывезли 146% снега от плана. Может, в январе убрали мало? Нет, в январе они вывезли 120%!
«Если бы у нас не было статистики, мы бы никогда не догадались, как хорошо мы работаем», – говаривал Новосельцев из «Служебного романа». Приписки – вековая, нафталиновая уже хитрость отечественных подрядчиков.
Вот и знаменитые потемкинские деревни вряд ли были ноу-хау светлейшего князя. Такое не создашь с кондачка, не имея опоры в традициях. Скорее деревни свидетельствовали об уже тогда высоком уровне отечественного инсценировочного искусства.
Дама с мальчиком имитируют городскую жизнь. |
Российская история вообще кладезь имитационных проектов. Политических – особенно. Царская Государственная Дума имитировала конституционную демократию. Сталинская Конституция – советское счастье. Хрущевская кукуруза – финишный рывок к коммунизму┘
Сегодняшние имитационные политические модели лишены прежней патетики. И трагедийности соответственно тоже. Организации, именуемые партиями, имитируют партийную систему. Общественная палата имитирует общественность. Все вместе имитируют стабильность и умиротворение. Возможно, вся эта специально смоделированная система функционально избыточна. Зато дает сладкое ощущение собственной незыблемости. Такого чувства спокойствия не достигнешь в условиях живой общественной жизни.
Еще Мераб Мамардашвили отмечал, что в России изображение способно определять реальность. Философ назвал этот феномен «фантастической идеократической властью».
В общем, имитация – это наше все. Не случайно отечественную речь с недавних пор замусорила частица «как бы». Ее вставляют теперь в разговорах – и просто так, и чтобы заполнить паузу, и чтобы прикрыть неловкость. Но если вслушаться, никакой не паразит она даже, а междометие со смыслом, точно символизирующее реальность.
Дороги у нас как бы ремонтируют. Чиновники как бы работают. Да и все вообще как бы для людей. Милиция нас как бы охраняет. Государство с коррупцией как бы борется. И с кризисом как бы тоже. И как бы все кругом законно. И жить как бы даже хорошо. Но почему-то вечно чего-то как бы не хватает. Хотя и жаловаться как бы нечего.
Да и что жаловаться, если всегда придет на выручку имитация. Для пущего аппетита специальные красители придадут колбасе обманчивую кровавость. Кофе и чаи пополнятся искусственными вкусовыми добавками, еще более фантастическими, чем нынешние. А на главной городской площади установят какие-нибудь новые красивые муляжи.
Имитация в отличие от оригинала лишена тайны, бедна оттенками и именно поэтому часто бьет прямо в цель, заставляя сжиматься желудки и мысли. Что и говорить, настоящая малина никогда не достигнет той же интенсивности вкуса, что и ее «идентичный натуральному ароматизатор». Зато аромат живой ягоды так и останется химически неподражаем.
Нижний Новгород