Спор за наследие библейских патриархов длится не одно столетие.
Фото Reuters
«Авраам похоронил Сарру, жену свою, в пещере поля в Махпеле, против Мамре, что ныне Хеврон, в земле ханаанской. Так достались Аврааму от сынов Хеттовых поле и пещера, которая на нем, в собственность для погребения» (Бытие, 23:19-20). И преумножилось в наши дни потомство Авраамово до такой степени, что стало ему тесно на крохотном пятачке каменистой земли, в которой вслед за Саррой упокоились и сам Авраам, и патриархи Исаак, Иаков, и их жены Ревекка и Лия.
Теперь же, если вы окажетесь у гробницы праведников в Хевроне, вы увидите, как одни сыны Авраама толпятся, ожидая своей очереди перед металлической вертушкой турникета, чтобы войти в мечеть. Другие потомки праотца смотрят на них через мутноватые пуленепробиваемые стекла бетонных огневых точек. Израильские солдаты охраняют гробницу патриархов, поделенную на мусульманскую и еврейскую части. Присутствие израильских солдат служит единственным гарантом хрупкого статус-кво между арабским большинством и еврейским меньшинством. Земля, по которой когда-то свободно ходили библейские патриархи со своими стадами, женами и детьми, перегорожена высоким забором, опутанным колючей проволокой. Повсюду какие-то бетонные надолбы, металлическая сетка, перекрученная ржавая арматура. Так сегодня выглядят окрестности Меарат-ха-Махпела, или Пещеры патриархов в Хевроне, право на обладание которой оспаривают израильтяне и палестинцы.
Многие видели фото величественного здания над местом погребения патриархов. Мавзолей высотой двенадцать метров сооружен из отесанных каменных глыб, как говорит предание, еще во времена Ирода Великого. Широкие ступени ведут ко входу в гробницу. Но такую картинку можно наблюдать только с той стороны, где расположен вход для еврейских поселенцев.
С арабской стороны древнее здание усыпальницы даже и не заметно из-за вплотную подступающей к нему жилой застройки. Ко входу в мавзолей ведет узкая улочка, поверх которой натянута стальная сетка, заваленная каким-то мусором. Сквозь переплетение прутьев видно трепетание маленьких бело-голубых флажков. По одну сторону улицы арабские дома, по другую – еврейские. Лучи солнца сюда не заглядывают. Отсыревшие стены, мусор, забранные бронированными ставнями окна – все это производит удручающее впечатление.
Чтобы попасть в гробницу и мечеть, необходимо преодолеть контрольно-пропускной пункт израильтян. Конструкция выглядит зловеще. Продолговатая узкая клетка-коридор, оканчивающаяся высоким стальным турникетом. Турникет вращается со скоростью вертолетного винта, кажется, стоит на секунду замешкаться – и толстые металлические прутья ударят в спину. В те дни, когда святилище посещают еврейские паломники, вертушку блокируют, чтобы арабы не могли пройти внутрь. Во время праздников и по пятницам вход мусульман строго дозирован. Но в обычное время палестинцы свободно преодолевают это металлическое «чистилище».
Молитвенный зал предваряет небольшое помещение, один угол которого отгорожен будкой с тонированными стеклами. Сквозь эти стекла пытаюсь разглядеть мелькающие внутри тени. Иногда со скрежетом открывается маленькое, словно в двери тюремной камеры, окошко, и оттуда израильский солдат наблюдает за входящими в молитвенный зал арабами.
В центре мавзолея расположены надгробия Авраама и Сарры, украшенные пологом с вытканными арабскими письменами. Их можно разглядеть сквозь окна, забранные толстыми стальными решетками. Внутрь склепа не пускают. Однако перед гробницами стоят подставки для Корана. Значит, духовные лица и чтецы могут там находиться. Вообще сами патриархи и их жены похоронены, согласно преданию, под мавзолеем, в пещере. В подземелье есть проход, куда мусульмане спускают неугасимую лампаду.
Еврейские поселенцы на днях отметили Пурим в обстановке, приближенной к боевой. Фото Reuters |
Надгробие Авраама видно не только из мусульманской части, но и из синагоги. Из мечети сквозь зарешеченное окно величественное надгробие и убранство склепа патриарха можно лицезреть во всей красе. На синагогу выходит противоположное окно, поменьше и забранное более частой решеткой. Молящиеся мусульмане, обратив взгляды к саркофагу Авраама, могут видеть и посетителей синагоги. Туда приходят молиться еврейские поселенцы, которые, несмотря на враждебное окружение и постоянную угрозу жизни, живут по соседству с Пещерой патриархов.
Еще несколько лет назад иудеи совершали богослужение в том же молитвенном зале, где теперь расположена мечеть. В последнее время Пещера патриархов поделена между евреями и арабами, причем большая часть досталась мусульманам. Только несколько раз в неделю сюда пускают еврейских паломников, предварительно обеспечив строжайшие меры безопасности.
На протяжении веков святыни Хеврона патронировали разные религии. Во времена византийского владычества здесь находилась церковь, и христиане имели преимущество перед иноверными. После мусульманского завоевания Палестины ситуация коренным образом поменялась. В XIII веке мусульманские правители-мамлюки запретили христианам и иудеям входить в Пещеру патриархов. На протяжении многих веков в городе существовала еврейская община, но в результате погрома 1929 года, совершенного арабами, евреи надолго покинули Хеврон. Только после 1967 года здесь появились новые еврейские поселенцы, безопасность которых обеспечивают израильские солдаты. Однако в последние годы под напором местных исламистов Хеврон превращается в горячую точку религиозного противостояния на Святой земле.